Доступность ссылки

«Журналистские стандарты» телеканала RT Deutschland в Германии, новый натиск на российские СМИ и выводы репортера France24 о конфликте на Донбассе ‒ это темы дайджеста дезинформации от оперативной рабочей группы по стратегическим коммуникациям Европейской службы внешних связей.

Телеканал RT ‒ это место, где «правда размывается». К такому выводу пришел немецкий журналист Мартин Шлак после трех недель работы под прикрытием в команде редакторов немецкой службы RT (RT Deutschland) в Берлине, говорится в дайджесте дезинформации. Мартин Шлак работает на журналы Spiegel, Stern и NEON, а в немецкое отделение телеканала, финансируемого российскими властями, пришел на работу под видом стажера.

«За обычным официальным фасадом он обнаружил мир, где события освещаются выборочно, чтобы подтвердить уже сформированный у зрителей взгляд на мир: нехитрый антиамериканизм, существование глобального заговора против России, недоверие к медиа, которые RT называет «ведущими СМИ», ‒ пишут в дайджесте.

Предложения Шлака сообщить о фактах, которые могли бы быть неприятными для российской власти, просто были проигнорированы редактором RT

А сам Шлак отмечает, что везде, где возможно, материалы RT сеют сомнения в том, что Германия ‒ это страна, где действуют принципы верховенства права. Предложения Шлака сообщить о фактах, которые могли бы быть неприятными для российской власти, просто были проигнорированы редактором RT. А некоторые материалы характеризовались редакционной коллегией как «поручение из Москвы».

Журналист считает, что реальная опасность телеканала RT состоит в том, что он создан, чтобы утвердить людей в их уже сложившемся взгляде на мир, а не заниматься поиском фактов.

В ответ на статью Мартина Шлака в RT заявили, что, работая на канале, Шлак пересмотрел свои взгляды и начал сомневаться в ведущих СМИ. «Это свойственно стилю работы этого СМИ», ‒ говорит Шлак. В своей статье он действительно выражает свои сомнения, но при этом подробно разбирает причины, определяющие групповое мышление, и описывает, как, в конце концов, отвергает свои сомнения; все это проигнорировали в RT.

В России усиливают давление на собственные СМИ

20 октября появилось новое сообщение об ограничении свободы СМИ в России. Согласно информации в СМИ, ведущий новостной агрегатор страны «Яндекс» объявил, что по новому закону он будет вынужден ввести дополнительный фильтр, который не позволит новостям с сайтов изданий, которые не зарегистрированы российскими властями как СМИ, появляться в результатах поиска.

Новый закон одним махом существенно ограничит возможность доступа российским медиапользователям к небольшим независимым СМИ

«На первый взгляд, это кажется техническим вопросом, однако это изменение серьезно повлияет на доходы российских СМИ», ‒ пишут эксперты. Например, 25% посетителей ведущего российского СМИ «Коммерсант» приходят на сайт газеты благодаря «Яндекс.Новости», который собирает новостную картину дня из публикаций СМИ в режиме реального времени, используя автоматические теги для ключевых слов. Новый закон одним махом существенно ограничит возможность доступа российским медиапользователям к небольшим независимым СМИ, в том числе к иностранным русскоязычным СМИ. О возможных последствиях нового закона подробнее говорится на сайте Meduza.

«Новый закон о новостных агрегаторах стал еще одним шагом в сужении коридора, которым независимые СМИ могут прийти к русскоязычной аудитории. Он вписывается в 15-летнюю историю недружественных поглощений, законодательных, технических и экономических мер, направленных против независимых СМИ, а также нападений и убийств российских журналистов», ‒ говорится в дайджесте.

Хронология оказания давления на российские СМИ

2001: захват телеканала «НТВ», выступавшего с критикой в адрес правительства и выпускавшего сатирическую передачу, в которой высмеивали власть

2002: новый закон вводит ответственность для СМИ за распространение «экстремистских» материалов

2004: убийство журналиста Forbes Russia Пола Хлебникова

2006: убийство журналистки «Новой газеты» Анны Политковской

2007: русская служба BBC прекращает вещание в ФМ-диапазоне

2009: убийство журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой

2010: нападение на журналиста газеты «Коммерсант» Олега Кашина

2014: независимый телеканал «Дождь» был отключен большинством спутниковых и кабельных операторов после опроса, поставившего под сомнение действия советского руководства в годы Второй мировой войны

2014: Давление на «Лента.ру» в связи с освещением событий в Украине; сотрудники переезжают в Ригу и создают там портал Meduza

2015: новый закон, ограничивающий возможную долю иностранного владения в российских СМИ до 20 процентов

2016: ведущее онлайн-СМИ «РБК» вынуждено сменить руководство после публикации материалов о близком окружении Путина и «панамских документах»

2016: новостные агрегаторы вынуждены ввести фильтр для новостей с зарубежных и независимых СМИ

В Донецк денежным следом

В субботу, 15 октября, на телеканале France24 вышел англоязычный сюжет, снятый в Донецке. В нем расследуют, кто вооружает группировки «ДНР» /«ЛНР», и кто финансирует восстановление региона. Журналистка телеканала взяла интервью у представителей «силовых структур» боевиков, граждан и пришла к выводу, что участие Москвы очевидно, причем не только в военной, но и в других сферах.

Гражданское население в этом регионе не имеет доступа к независимым СМИ и полагается исключительно на российские государственные СМИ

В сюжете отмечается, что дезинформация остается важной частью конфликта; это ярко проиллюстрировано работой информационного агентства Донбасса Doni. Например, репортеру France24 удалось записать случайно услышанный разговор, в котором репортер агентства Doni предложил военным переодеть некоторых людей в украинскую военную форму, чтобы изобразить наступление украинской армии. Гражданское население в этом регионе не имеет доступа к независимым СМИ и полагается исключительно на российские государственные СМИ.

Местные группировки также утверждают, что их оружие ‒ это «трофеи», захваченные у украинской армии после столкновений. Боец, у которого брали интервью, не мог объяснить, как захватывают оружие, поскольку в конфликте редко наблюдаются прямые столкновения, а военные действия осуществляются преимущественно с использованием артиллерийских сил. В репортаже-расследовании телеканала France24 продемонстрировали российские армейские грузовики «Урал», часто встречающиеся на улицах Донецка, и речь идет о проведении с 2014 года российскими военными профессиональной выучки для местных боевиков. Кроме того, боевики получают 270 евро в месяц, что примерно в четыре раза превышает месячную зарплату гражданских лиц в Донецке.

Кроме этого, в регионе осуществляется масштабная программа восстановления; местная компания координирует работу, но все запросы направляются в Россию. Отвечая на вопрос о финансировании, координатор сказал: «Я понимаю, что вы хотите спросить об этом, но я не думаю, что сторона, которая финансирует, хотела бы, чтобы мы говорили об этом».

«Дайджест дезинформации» ‒ это аналитический отчет, подготовленный Оперативной рабочей группой Европейской службы внешних связей по стратегическим коммуникациям, EEAS East StratCom Task Force.

Оригинал публикации - на сайте Радіо Свобода

В ДРУГИХ СМИ

Загрузка...

Loading...

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

XS
SM
MD
LG