Доступность ссылки

Медиа-машина России нацелилась на Запад


Дмитрий Киселев, российский телеведущий

В Одессе 2 мая врач отчаянно пытается спасти пророссийских демонстрантов – более 40 из которых погибнут – в ловушке в доме профсоюзов.

«Как доктор, я поспешил помочь одному из них, которого можно было спасти, но меня остановили проукраинские радикалы-нацисты», – писал он на своей странице в Фейсбуке, используя оскорбительное обращение, которое неустанно повторяют общественные деятели и средства массовой информации в России относительно новых правителей Украины, пришедших к власти после свержения президента Виктора Януковича в феврале. «Один из них грубо отодвинул меня в сторону, пообещав, что скоро мне и другим евреям Одессы предстоит такая же судьба».

Захватывающее описание, но оно фальшивое. «Доктор» из Одессы никогда не существовал. Человек, который опубликовал эту историю, использовал фотографию стоматолога, находящегося в другом месте в тысячах километров. Та страница потом исчезла.

Но, несмотря на это, публикация широко распространилась в интернете, попала в ведущие западные СМИ и была использована в авторской статье журналиста Джона Пилгера в газете Guardian.

Год глобальных шагов СМИ Кремля

2014-й стал годом, когда финансируемые Кремлем СМИ начали действовать глобально. В России государственное телевидение нарисовало картину мстительного и безнравственного Запада, опасно посягающего на «историческую» сферу влияния России. Москва расширила вещание СМИ на иностранных языках и создала новое информационное агентство, чтобы вызвать, как некоторые говорят, новую «информационную войну».

Остается неясным, является ли «доктор» из Одессы чисто интернетовской фабрикацией или результатом работы растущего числа «интернет-троллей», которых финансирует Россия. Но для российских государственных СМИ, которые, похоже, спокойно повторяют интернет-слухи или создают свои, возможно, нет никакой разницы.

В 2014 году постоянный зритель одного из трех главных государственных телеканалов России, возможно, узнал, что украинские солдаты распяли трехлетнего мальчика на площади в городе Славянске, или что строятся нацистские концлагеря для того, чтобы держать русскоговорящих на востоке Украины, или что высокопоставленные украинские чиновники находятся в сговоре с сатанистами.

Суворовцы слушают послание президента России Владимира Путина. Екатеринбург, 4 декабря 2014 года.
Суворовцы слушают послание президента России Владимира Путина. Екатеринбург, 4 декабря 2014 года.

Эти истории сфабрикованы, но приблизительно 50 процентов россиян среди почти 94 процентов, кто узнаёт новости из телевидения, говорят, что доверяют государственному телевидению больше, чем какому-либо другому источнику. Так говорится в результатах опроса центра «Левада» в начале этого года.

Андрей Кондрашов, ведущий российского государственного телеканала «Россия», выразил свою гордость Русской редакции Свободы, когда объяснял роль государственного СМИ в слиянии журналистики и официальной трактовки событий. «Я бы не стал делать резкой границы между этими двумя понятиями, потому что в век, когда существует реальное противостояние двух систем, двух разных цивилизаций, никто совершенно не собирается отделять одно от другого, потому что все превращается в единое целое. Сейчас любая пропаганда в медиа – это и есть, собственно, журналистика», , сказал Кондрашов.

Нужно ли противостоять дезинформации?

Официальная трактовка изложений событий долгое время доминировала внутри страны, но так как отношения между Россией и Западом достигли наихудшего кризиса со времен распада Советского Союза, Москва теперь проявила интерес к увеличению вещания и на Западе. В ноябре главный пропагандист страны Дмитрий Киселев запустил новостное агентство «Спутник». Это тот самый Киселев, который в начале этого года сказал в эфире, что Россия является единственной страной в мире, которая может превратить США в «радиоактивную пыль». По его словам, «Спутник» будет транслироваться на 30 языках в 34 странах к концу 2015 года.

Лиз Уол, корреспондент российского телеканала RT в Вашингтоне.
Лиз Уол, корреспондент российского телеканала RT в Вашингтоне.

Бюджет прокремлевского международного телеканала RT, ранее известного как Russia Today, увеличится до 15,38 миллиарда рублей (приблизительно 280 миллионов долларов США) в следующем году.

Эти СМИ не стремятся «убедить или уговорить, но будут держать зрителя отвлеченным, пассивным и параноидным, а не агитировать его к действию», говорят Питер Померанцев и Майкл Вайс в своем докладе «Угроза нереальности», подготовленным для Принстонского университета в Нью-Джерси.

Некоторые задаются вопросом о том, насколько эффективными являются усердия Кремля за рубежом. «Я думаю, что люди, которые называют это реальной опасностью, – паникеры», – говорит Кевин Ротрок, главный редактор издания «Эхо Рунета».

Аналитики Питер Померанцев и Майкл Вайс призывают создать крупную, координированную стратегию, которая включала бы в себя «устав о дезинформации» и «редакторов против дезинформации» для того, чтобы выразить несогласие, как они называют, с «милитаризацией информации» Кремлем. «Перед нами возникла проблема, с которой мы прежде не сталкивались. И я вынужден сказать, что режим Путина и его суррогаты стали невероятно искусными мастерами в этой игре», – говорит Майкл Вайс.

Радио Азаттык

В ДРУГИХ СМИ




XS
SM
MD
LG