Доступность ссылки

О кухне телевизионной «пропаганды» Кремля против Украины


Президент России Владимир Путин во время "прямой линии" в эфире государственных телеканалов. Москва, 16 апреля 2015 года

Бывшие сотрудники крупнейшего российского государственного медиахолдинга раскрыли закулисные подробности того, как пропагандистская кампания Кремля сознательно вводит в заблуждение телевизионную аудиторию по поводу украинского конфликта.

На этой неделе российский сайт Colta.ru опубликовал анонимные свидетельства двух бывших сотрудников своего опыта работы в ВГТРК — ведущем государственном медиахолдинге России, в состав которого входит канал «Россия 1». По их рассказам, власти Кремля диктовали руководству и редакторам ВГТРК, как подавать новости и какие формулировки использовать во время эфира, чтобы дискредитировать Украину.

По словам одного из бывших сотрудников, в пропагандистских целях использовался даже прогноз погоды сразу после аннексии Россией Крыма в марте 2014 года и последовавшей вслед за этим войны между киевскими силовиками и поддерживаемыми Россией сепаратистами, в результате которой, по данным ООН, погибло более 6 400 человек.

Свидетельства двух бывших сотрудников, опубликованные 6 августа на сайте Colta.ru, анонимны и записаны Александром Орловым, бывшим заместителем главного редактора круглосуточного информационного канала ВГТРК «Россия 24». Орлов, уволенный два года назад, по его словам, за поддержку оппозиционного политика Алексея Навального, в настоящее время работает над своей книгой о российском телевидении.

«Добро пожаловать в клуб»

По словам одного из бывших сотрудников ВГТРК, главный редактор начал настраивать своих подчиненных на конфронтацию с Западом на летучке в феврале 2014 года. Как раз в этот период в результате уличных протестов в Киеве был свергнут союзник Кремля украинский президент Виктор Янукович и к власти пришло прозападное правительство.

Наступила эпоха, по сравнению с которой 70—80-е — детский лепет, поэтому те, кто участвовать не хочет, могут найти себе какую-нибудь другую сферу деятельности, вне информационного канала

«…Главный редактор сказал, что начинается «холодная война». <…> Он сказал, что наступила эпоха, по сравнению с которой 70—80-е — детский лепет, поэтому те, кто участвовать не хочет, могут найти себе какую-нибудь другую сферу деятельности, вне информационного канала. А все остальные — welcome to the club», — сказал Александру Орлову его собеседник.

По рассказам бывшего сотрудника, топ-менеджмент на летучках в Кремле получал указания о стратегии освещения новостей, после чего расставлялись акценты и все это по редакционной лестнице спускалось вниз. А уже после того, как Россия аннексировала Крым, требовалось, чтобы о процветании и развитии Крыма было не менее одного сюжета в день.

Сформированное после свержения Виктора Януковича руководство Украины преподносилось государственным телевидением России как «хунта», а его сторонники — как «фашисты» и «бандеровцы» (украинские ультранационалисты), но вместе с тем в зависимости от политической ситуации Кремль иногда сдерживал свою риторику. По словам собеседника Александра Орлова, после того как украинские чиновники и поддерживаемые Россией сепаратисты согласились прекратить огонь в сентябре 2014 года, при освещении конфликта запрещали использовать эти три уничижительных прозвища .

Исследование веб-сайта «Медиалогия», посвященного мониторингу и анализу СМИ, отчасти подтверждает это заявление. Результаты исследования показали, что на некоторое время слово «хунта» в период подписания соглашения о прекращении огня исчезло из новостей шести ведущих телевизионных каналов России. Однако эти слова вновь появились в середине сентября, когда договоренность о прекращении огня потерпела неудачу, а США и Европейский союз расширили санкции против России.

«Потом ситуация откатилась обратно, и все возобновилось», — отметил в интервью собеседник Александра Орлова.

Дирижирование и прогнозы

Второй бывший сотрудник информационного вещания ВГТРК рассказал Александру Орлову, что редакторов созывали в Кремль на летучку каждую пятницу в полдень, откуда они возвращались со стопкой бумаг примерно сантиметровой толщины, где было расписано, что и как освещать и «кого лучше пригласить в качестве экспертов».

Антивоенный марш российской оппозиции в Москве. 21 сентября 2014 года.
Антивоенный марш российской оппозиции в Москве. 21 сентября 2014 года.

«Мне приносили часть листов из этой папки, я по ней работал как по плану», — заметил собеседник.

Он также добавил, что главный редактор мог решать — показывать ли в эфире «какую-нибудь аварию в Подмосковье», однако когда дело касалось «большой политики, войны и мира», свободы у него не было.

Экс-сотрудник сообщил Александру Орлову, что в прошлом году перед наступлением зимы руководство настаивало на том, чтобы прогнозы погоды для Украины звучали как можно более устрашающе. Это было связано с тем, что Украина в значительной степени зависит от поставок российского газа, которые в прошлом году из-за разногласий по ценам были приостановлены Москвой.

«Есть общая тенденция нагнетать, что они от нас зависят — сейчас мы вам газ не пустим, и вы все замерзнете», — говорит бывший сотрудник.

«Уходить некуда»

Информация собеседников Александра Орлова в основном соответствует описаниям российской государственной медиамашины другими журналистами, которые либо по своей воле оставили рабочее место, либо были уволены после того, как утратили иллюзии по поводу своей работы.

В июне корреспондент прокремлевского телеканала НТВ в Берлине Константин Гольденцвайг сообщил, что увольняется. Это последовало вслед за его интервью немецкому телевидению, в котором он сказал, что президент Владимир Путин поступает «цинично». В своем Facebook’е Гольденцвайг извинился за «участие в пропагандистском безумии».

Первый собеседник Александра Орлова рассказал о том, что многие его бывшие коллеги не были сторонниками медиамиссии Кремля. По его словам, в 2011—2012 годах около 40—50 процентов из них ходили на антиправительственные протесты в Москве несмотря на то, что руководству это «категорически претило».

«Но они не уходили, причины банальные — семьи, кредиты. Плюс все понимали, что уходить некуда», — сказал бывший сотрудник ВГТРК Александру Орлову.

Оригинал публикации – на сайте Радио Азаттык

В ДРУГИХ СМИ




XS
SM
MD
LG