Доступность ссылки

«Сибирский батальон» ВСУ – коренные народы России «против Путина»


«Сибирский батальон» на учениях. Архивное фото
«Сибирский батальон» на учениях. Архивное фото

Мирный протест в России «ни к чему не приводит». Так думают граждане РФ, которые сбежали от мобилизации, но присоединились к украинской армии. «Поэт», «Варган» и «Бурят» – этнические татарин, якут и бурят, одни из первых рекрутов Сибирского батальона Вооруженных сил Украины. Вместе с сослуживцами они готовы не только с оружием в руках «возвращать Украине границы 1991 года», но и бороться за «самоопределение народов России: какую культуру исповедовать, на каком языке говорить, какие законы принимать». Добавляют, «если какой-нибудь регион захочет отделиться» от Москвы, то «имеет полное право». В интервью Радіо Свобода они ответили на такие вопросы:

  • Пытались ли бороться с властью Владимира Путина дома, в частности после оккупации Крыма?
  • Почему видят параллели между современной Россией и нацистской Германией? Где готовятся проводить военные операции?
  • Кого из своих сограждан называют «манкуртами»?
  • А также кто такие, по их мнению, «хорошие русские»?

Откуда родом рекруты Сибирского батальона и почему взяли в руки оружие?

«Поэт»: Я родом из республики Бурятия, город Улан-Удэ. Я там прожил до 17 лет. Также я жил на Дальнем Востоке и прожил часть жизни в Москве. Этнически, если по отцу, я – татарин.

«Поэт», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года
«Поэт», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года

«Варган»: Я родился в Якутии, в деревне. Я не считаю себя русским, потому что это государство для меня враг.

Якуты, взявшие оружие и пришедшие сюда в Украину, это никакие не герои, не солдаты – это просто звери, которые пришли убивать и насиловать за деньги, за Путина.

«Варган», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года
«Варган», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года

«Бурят»: Мы позволили сами Путину прийти к этому (войне против Украины – ред.), столько лет продержаться у власти, хотя вокруг все было видно, как мы живем.

Я родился и вырос в Улан-Удэ. Был в российских студенческих отрядах. Объездил почти всю Россию.

«Бурят», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года
«Бурят», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года

«Бурят»:

– В истории России (в школьных учебниках – ред.) написано, что Бурятия, остальные национальные республики, были добровольно присоединены (к Москве – ред.) . На самом деле, это не так.

Я учился на историческом факультете, и именно там, когда поднимал архивы, узнал об истории Бурятии вообще.

Как она колонизировалась, как уничтожали целые племена, целые роды, у кочевников забирали их скот, заставляли учить русский язык – чтобы они полностью ассимилировались.

Бурятский язык не является обязательным на уроках в школах, в университетах. Факультатив. Хочешь – учи, хочешь – не учи.

– И многое хотят учить?

– Нет. Но после войны немало заинтересовались: кто они, откуда, какой у них род, из какого они племени. Ну, бурятки.

Не доучился я (в университете – ред ) , потому что денег не хватало семье, пришлось идти на работу.

В самой республике таких денег не заработаешь
«Бурят»

И поскольку регион бедный, будто бы, у нас там четыре пути: идти в полицию, в армию, на вахту или в другую страну (эмигрировать – ред.): Южную Корею или Америку ехать, и там зарабатывать.

То есть в самой республике таких денег не заработаешь, чтобы прокормить многодетную семью.

– Кем вы работали?

– Кем я только не работал. Первая моя официальная работа – уборщик технических служебных помещений. Крайняя работа – это монтажник четвертого разряда. Это я вахтовым методом в Якутии работал.

– А что конкретно вы делали?

– Газопровод, идущий на Китай. «Газпром». Дочерняя компания.

– Почему же оказались в Украине?

Зачем нам это нужно?
«Бурят»

– Когда началась война, я был на вахте. В интернет не выйдешь, только телефонная связь. И мне когда родители позвонили по телефону, сказали, что началась война, я это воспринял: зачем? Зачем нам это нужно?

А потом, когда я уже вернулся домой в апреле, открыл интернет – ужаснулся. Какие преступления совершает Россия?! Какие преступления совершают сами русские и, в частности, мой народ!?

Мне стало стыдно за это. Я не хотел к этому иметь отношения вообще, собрался и уехал, чтобы хотя бы элементарно мои налоги не уходили, мои деньги, не уходили для поддержки этой войны.

– И куда вы поехали?

– Армения, Грузия. Там работал неофициально на строительстве – жить на что-то надо.

Решил приехать сюда (в Украину – ред.) и помочь – чтобы хоть взглянуть на себя в зеркало и сказать, что я что-то сделал, не поддержал эту преступную войну, еще и помог.

Мне очень стыдно. Я считаю, что каждый россиянин, который сейчас там и за рубежом, каждый причастен к этому.

«Поэт»:

– Прожив всю жизнь в России, я испытывал угнетение народов Сибири – что люди живут несправедливо, что все деньги идут только в Москву, там делятся, и фактически богатые регионы живут очень бедно.

Я с самых юных лет был противником этого путинского режима. Я уклоняюсь от армии, потому что не хотел служить этому режиму.

Были какие-то розыскные мероприятия, поэтому я сильно не мог отсвечивать на митингах: был на нескольких Навального в Приморском крае.

Очень активно участвовал в дебатах по Крыму
«Поэт»

В 2014 году я учился в университете и в действительности я очень активно участвовал в дебатах по Крыму, мы это обсуждали на парах.

Специфика была: у меня образование такое, что можно было дискутировать по этим темам.

– Какую именно профессию получили?

– Международные отношения.

– То есть вы задавали вопрос ребром: зачем России Крым? А что касается начала боевых действий на Донбассе России против Украины, как вы это видите?
Что произошло?

– Ну что, просто преступно захватили территорию, совершили, можно сказать, переворот, подкупили людей. То есть фактически территория никогда не принадлежала России.

Пойдем по методу от обратного. Если бы хотели спасти людей (Кремль на Донбассе – ред.), то, условно, просто их вывезли бы на территорию России, дали бы им квартиры и все. Ибо потраченных денег на военные действия было гораздо больше, чем просто было дать каждому по квартире.

Хотел попасть в Украину даже как волонтер
«Поэт»

То есть это все ложь, это все пропаганда, специально разделяющая народы, а не объединяющая их.

Я уехал в сентябре после начала мобилизации. То есть это было экстренное решение, я не был готов. Я так решил, потому что иначе могло бы быть хуже. Я мог бы попасть в тюрьму, например, и я не мог бы заниматься той деятельностью, которой я занимаюсь сейчас.

Я хотел попасть в Украину даже как волонтер, разгребать завалы после начала полномасштабной войны.

Находясь в третьей стране, я искал разные выходы в ВСУ, чтобы попасть сюда. И связался с Сибирским батальоном в Telegram. И мы уже вместе разработали путь для въезда в Украину.

Я обходит подробности в целях безопасности, поскольку наш батальон постоянно пополняется, и лучше оставить это без комментариев, чтобы наши бойцы спокойно добирались.

«Варган»:

– Кем вы в Якутске работали?

– Ихтиологом. Изучал гидробионты водных объектов. Рыб большей частью.

Штрафуют в основном простых людей
«Варган»

В Якутии все реки загрязнены очень, и рыба там получает большой вред. Однако штрафуют в основном простых людей, которые вылавливают одного осетра. При этом сама власть их уничтожает массово.

У меня зарплата была 300 тысяч рублей.

Средняя зарплата за рубежом (в республике Саха – ред.) – 30-40 тысяч.

После начала полномасштабной войны у меня мать заболела, ее увезли в больницу, потом она попала в реанимацию, где ее добили. Она была превращена не в человека, она стала живым мертвецом, просто лежала и кричала от боли. (У матери «Варгана» была гангрена – ред.).

– То есть врачебная халатность в России вас настроила против своей страны?

– Да.

– Когда вы уехали из России и почему решили приехать в Украину, защищать Украину с оружием в руках?

– Ну во-первых – это мать. А во-вторых – остановить этот хаос, созданный Кремлем во всем мире.

После начала мобилизации я уехал в Монголию, затем в Турцию, а в Украину попал. Это в сентябре было [2023].

– Почему не раньше?

– Ну, я долго ждал (ответы по просьбе присоединиться к ВСУ – ред.). Узнал, что есть «Гражданский совет» и вот вышел с ними на связь.

«Бурят»

– А когда вы приехали в Украину?

– В сентябре этого года.

– То есть почти полтора года думали о том, чтобы приехать защищать Украину? Как это было?

– С началом я подавался (полномасштабной войны РФ против Украины – ред.), просто это все задерживалось и почему-то не отвечали мне.

В результате я непосредственно к международному легиону ВСУ на сайт зашел, отправил свою анкету, заполнил, что нужно.

Все равно мы как враги для Украины. Как ни крути, потому что мы из страны-агрессора.

Здесь надо через кровь, пожалуй, только доказывать, что мы за вас. Я так думаю. Я сильно не был в политике осведомлен, но когда присоединение Крыма было (показывает пальцами знак препинания кавычки – ред.)

– Оккупация.

Зачем нам этот Крым
«Бурят»

– Да, оккупация Крыма, я до этого побывал на полуострове Камчатка, и сразу сказал: зачем нам этот Крым, если у нас есть свой полуостров, который нужно развивать?

Я увидел как люди живут в таком богатом регионе (имеется в виду, бедно – ред.). Я не мог понять, зачем нам этот Крым.

– Мне интересны и бытовые нюансы. Украинцы, по вашему мнению, вообще знают, как живут в Бурятии, например?

– Уже в 50 километрах от Москвы вы едете – увидите Россию, как она живет.

Все уничтожается, мы живем на дотации, хотя при этом республика очень богата у нас. Ну, я буду за свою говорить. У нас есть нефрит, есть золото, есть тот же Байкал, леса. Но при этом все это принадлежит Московии, а мы потом ждем от них подачки.

– А какие, кстати, у вас были зарплаты?

– По Росстату 60-70 тысяч рублей. На самом деле может быть 20-25 до 30 доходит. У Сибири это очень небольшая зарплата.

– Если по курсу доллара, то это 250 долларов?

– Да. При том, что зима у нас холодная, а дрова дорогие, газ у нас не проведен.

Хотя газ обходит вокруг Байкала, снизу и сверху, все идет в Китай на продажу. К нам его не заводят. Все печное отопление, а дрова – дорогие.

Представьте, как проживающему на печном отоплении пенсионеру, когда имеет пенсию, шесть тысяч рублей. Дров, четыре куба, это хватит буквально на два-три месяца. А зимы у нас по полгода уходят.

Я уже сам себе сказал: к такой нынешней России я не ногой. Не вернусь.

– А вы на протесты в России ходили?

– При Навальном, когда его посадили, когда его отравили, выходил в Улан-Удэ. Там нас разгонял ОМОН.

«Поэт»:

– В некоторых сибирских городах, даже в столицах, туалет расположен на улице прямо в центре города.

Ходят по дерьму
«Поэт»

Ну, представляете, город Чита, там в центре район, где деревянные двухэтажные бараки, и люди опорожняются прямо в деревянный туалет, а потом, когда весной все это тает, ходят по дерьму, можно сказать.

Я понял, что мирный протест ни к чему не приводит.

В течение всей своей жизни вижу, что власть не меняется, и гайки только закручивались все это время.

Тот же Навальный сел в тюрьму. И даже сейчас мы видим, что российская оппозиция не консолидирована под каким-то одним лозунгом.

Считаю, что нужно объединяться, прежде всего, для защиты Украины.

И вдобавок могу сказать тем людям, которые считают, что я убежал от мобилизации – просто стал выбор: оставаться или ехать резко. То есть я собирался уехать, я собирал деньги.

Они смирились с режимом
«Поэт»

Наверное, даже уехать не так трудно, как найти силы двигаться дальше. Я знаю многих людей, которые, уехав из России, вернулись назад. И это еще хуже, потому что они смирились с режимом.

Я считаю, что нужно, чтобы люди больше знали о возможностях, которые они могут применить (для борьбы с властью Владимира Путина – ред.): те же донаты.

Донаты на ВСУ, в частности донаты в наш Сибирский батальон. То есть, если ты не можешь помочь какими-то другими делами, ты можешь либо медийно нас освещать, либо донатить, либо приобщиться к нашим рядам.

Я считаю, что человек, если хочет отстаивать свою независимость, должен отстаивать его сейчас, именно в этот момент. С оружием.

«Поэт», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года
«Поэт», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года

– Я в свое время сделал фильм о периоде российской оккупации города Ирпень. События в Ирпене, в Буче, что-нибудь знаете о них?

– Я показывал, эти кадры «зетникам» (сторонникам нынешней политики Кремля – ред.).

Я тогда находился в Москве, и говорил: как вы не видите этого зверства, творящего этот режим? Люди по классике говорили, что это просто постановка – специально сделанные кадры, пропаганда.

У меня есть даже очень простой пример. В годы нацистской Германии, когда режим пал, американское командование собрало немецких бизнесменов. Завезли в один из концентрационных лагерей – показали мертвые тела, газовые камеры. На что германские бизнесмены ответили, что это Голливуд. Вы все это сделали.

Инакомыслие сейчас фактически под запретом
«Поэт»

То есть (граждане РФ – ред.) не верят. Очень сильная пропаганда. И, к сожалению, у нас инакомыслие сейчас фактически под запретом: закрыли все свободные медиа, все заблокировано, нужно использовать VPN. И само образование упало у людей. Человечность действительно была убита.

«Бурят»:

– Как они делают это, русские СМИ (пропаганду – ред.) ?Хороший русский Иван, он никогда не убивает мирных жителей, никогда не грабит ничего, а остальное: буряты, саха, тувинцы, алтайцы, калмыки – это просто дикари.

– Я познакомился полгода назад с командиром вашего подразделения, «Сибирского батальона», и он рассказал о дискриминации, которую чувствует в России как якут. Говорит – приезжаешь из республики Саха в Москву, и ты уже человек второго сорта.

– Так оно и есть.

– Вы как это чувствуете?

– Я трижды был в Москве, трижды я был чуркой, узкоглазым, китайцем – кем-либо, но только не гражданином Российской Федерации.

Это постоянная проверка со стороны полиции, проверки документов…

– В Украине к вам какое отношение?

– Ни разу такого не было.

– А «Бурят» – это вы сами такой позывной избрали?

– Да. ( Улыбается – ред. ) .

«Бурят», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года
«Бурят», рекрут «Сибирского батальона» ВСУ. Украина, 10 октября 2023 года

«Варган»:

– Как сейчас Россия внедряет свой режим, это напоминает бывший германский рейх. Поскольку в России там везде зет-символика, как в Германии была свастика. И учат детей гитлерьюгендским образом – «Юнармией» называют.

– Я вам покажу фотографии из Бучи – это безоружные гражданские граждане Украины, убитые во время российской оккупации.

– Да, я это видел… Убивали, насиловали…

– В чем причина такой жестокости?

– Эта жестокость проявляется потому, что народ России из-за нищеты сгнил, они за деньги готовы хоть родную мать продать. Вот и приезжают сюда всякие подонки. Нелюди, садисты, фашисты, творящие эти ужасы.

– Вы дома в России свою позицию пытались донести родственникам, друзьям, близким, коллегам?

– Многие боятся. И еще многие поддерживают этот хаос. Все знают, но умалчивают и поддерживают режим.

– А вы сами где новости узнавали о том, что происходит в Украине?

– Я в ютюбе в основном смотрю украинские каналы.

– Почему россиянам не доверяли?

– Всем известно, что Россия – это маскарад. Вот мы живем – они показывают совсем по-другому. И смотреть даже это противно и приторно.

Для меня большая честь находиться в Украине. Украинцы – гордый и храбрый народ, давший отпор напору великого мирового фашистского зла – Российской Федерации.

«Поэт»:

– В свое время я сделал интервью с бойцами Российского добровольческого корпуса. Сказали, что не просто не против распада России, а даже очень.
А вы?

– Если регион какой-нибудь захочет отделиться (от Москвы – ред.), он имеет полное право на самоопределение. Я считаю, что нужна абсолютная децентрализация власти и таким образом мы уже можем делать наше будущее.

– Ваша цель сейчас в Вооруженных силах Украины какая?

– Сейчас – помочь Украине. Чем могу. Научиться работать с оружием, получить другие навыки для того, чтобы их использовать на территории...

– России?

– На территории России, да-да.

– Вы видите себя дальше гражданином России или хотите получить украинский паспорт?

– Ну, если России не будет, то, возможно, будут маленькие республики национальные. Это зависит от ситуации, которая произойдет по возвращении границ в 1991 году. Украины, конечно.

Глобальная политика меняется
«Поэт»

Я ясно понимаю, что глобальная политика меняется, и хотелось бы видеть, конечно, поддержку западных стран децентрализации власти в России.

– Как долго вы готовы быть в ВСУ?

– К победе Украины. Роль определяет командование, я готов выполнять все.

– Когда мы обнародуем ваше интервью, я думаю, что некоторые зрители напишут мне: «Вы снова так называемых «хороших русских» показываете». Кто такие «хорошие русские», по вашему мнению?

– Мне самому не нравится это определение «хороший русский». Вообще, должен быть хороший человек. Которая критически мыслит, разделяет добро и зло, понимает четко причинно-следственную связь. Я считаю, что нужно жить по совести. Чтобы не стыдно было.

«Варган»:

– Я сейчас прохожу тренировку КМБ, курс молодого бойца. По физической подготовке и по стрельбе обучения. Хотел бы стать снайпером и уничтожать больше этих извергов.

– То есть вы готовы в «своих» стрелять?

Манкурты, подчиняющиеся только своей жадности
«Варган»

– Они коллаборанты, фашисты, манкурты, подчиняющиеся только своей жадности, деньгам и своим хозяевам, Путину.

– А имеете ли аналогии с вашим якутским эпосом на то, что сейчас происходит между Россией и Украиной?

– Есть эпос Олонхо, в котором так называемое зло – аббасы (в оригинальном произношении «абаги» – ред.) – захватило власть.

Это одно и то же зло, что в России живет издавна. Которое нужно просто уничтожить, чтобы никогда не было войн, чтобы наступил мир.

«Бурят»:

– Нас ждут дальнейшие проверки, но это уже наверняка не в моих полномочиях об этом говорить.

– Россия, по сообщениям различных медиа, миллионы долларов вкладывает в своих агентов. Я в свое время писал интервью с бывшим руководителем украинской разведки. И он говорил, что российские агенты есть даже в рясах, то есть в украинских церквях. Где же украинцы возьмут уверенность в том, что вы, скажем, не шпион «ГРУ» или ФСБ РФ и т.д.?

– Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Пока, наверное, никак. Пока в бою не побываю – не докажу.

– Для своих родственников дома в России, вы кто?

– Думаю, что я уже для них предатель. Они со мной связь никак не хотят поддерживать.

– А вы вообще себя россиянином чувствуете?

– Нет, вообще ни разу.

– В украинской разведке периодически говорят, что возможен переворот в России. Вы в это верите, возможно ли у вас дома?

Как паразит уцепился за свою власть
«Бурят»

– Если раньше во что-то верил, сейчас уже, мне кажется – нет. Он (Владимир Путин – ред.) так укрепился там, как паразит уцепился за свою власть, и его вся хунта, вот эта банда преступников, террористов, военных преступников.

Думаю, уже его просто мирными протестами не испугаешь. Тем более, он окружил себя ФСБ, Росгвардией – хорошие деньги им платят за то, чтобы они его охраняли.

Думаю, мирным путем это уже не решить.

– Каково же тогда будущее России?

– Я думаю, с победой Украины увидим. Я за самоопределение народов, за их будущее самоопределение. Как им жить, какую культуру (внедрять – ред.), на каком языке говорить, какие законы издавать. Я за это полностью за независимость национальных республик.

Потихоньку учимся
«Бурят»

Пока тренировки проходят у нас физические, тактические, с оружием. Потихоньку учимся. Спасибо нашим инструкторам, и вообще спасибо Украине, которая предоставила такую возможность – воевать не только за ее независимость и свободу, но и за нашу в частности.

– Украинский язык, я так понимаю, вы уже немного учите?

– Понемногу. Но я не могу пока, пока стыжусь.

– Если бы у вас была возможность сказать что-нибудь россиянам или украинцам? Чтоб вы сказали?

– Россиянам я не знаю, что сказать. Я бы к своим обратился – бурят: если вы уже на этой войне – сдавайтесь. Лучше переждать эту войну в плену, чем быть мертвым на поле, из которого не заберут и будешь гнить там.

Если вы еще не были мобилизованы, уезжайте из страны, делайте все возможное, чтобы не попасть сюда. Это – преступная война. Вы станете международными преступниками, военными преступниками, вас будут судить. Результат уже определен победой Украины.

Полную версию материала читайте на Радіо Свобода.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://d1q8di4r2qsmc0.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

XS
SM
MD
LG