Доступность ссылки

«Россию оправдывали, Украину демонизировали»: эксперты о запрете телеканалов «112 Украина», NewsOne и Zik


Во время акции у здания Национального совета по телевидению и радиовещанию с требованием аннулировать лицензию телеканала NewsOne. Киев, 9 июля 2019 года

Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о санкциях против народного депутата из фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь» Тараса Козака и восьми юридических лиц. В частности, ограничения предусматривают блокировку телеканалов «112 Украина», NewsOne и Zik.

Народные депутаты из фракции «ОПЗЖ», в которую входит Тарас Козак, уже заявили об ущемлении свободы слова и о планах запустить процедуру импичмента в отношении Зеленского. В Службе безопасности Украины, в свою очередь, отметили, что «существует большая разница между свободой слова и откровенно антиукраинской риторикой». Представители Европейского союза заявили, что Украина имеет законное право бороться с дезинформацией, однако в то же время отметили, что у этой борьбы есть определенные пределы. О блокировке трех телеканалов, которые могли смотреть и крымчане, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.

Украинский юрист, директор организации «Фундация DEJURE» Михаил Жернаков высказал Крым.Реалии мнение, что в основе решения СНБО есть четкие юридические основания.

СБУ нашла доказательства того, что продажа угля с оккупированных территорий используется для финансирования терроризма
Михаил Жернаков

– Санкции введены против господина Козака как против того, кто имеет отношение к террористической деятельности: СБУ нашла доказательства того, что продажа угля с оккупированных территорий используется для финансирования терроризма. Таким образом, под санкции попали и все его бизнесы. То есть для меня как для юриста тут все логично. Не берусь судить о том, правильно ли это все было оформлено вплоть до последней запятой, но логика сохраняется: если гражданин страны занимается террористической деятельностью внутри нее, то государство должно иметь возможность предпринять меры против него. Что до возможности обжалования в суде этих санкций – они введены указом президента, так что обжаловать его надо в Верховном суде. Отменить указ можно только в результате рассмотрения дела по существу, то есть в процессе рассмотрения остановить его действие нельзя.

Михаил Жернаков
Михаил Жернаков

Михаил Жернаков также убежден, что фракция «ОПЗЖ» не сможет набрать 337 голосов народных депутатов, которые необходимы для объявления импичмента президенту Владимиру Зеленскому.

Сам нардеп Тарас Козак как владелец медиахолдинга «Новости», в который входят телеканалы «112 Украина», NewsOne и Zik, заявил, что расценивает действия СНБО как «политическую расправу» со стороны президента Зеленского:

«Президент просто взбешен из-за обвала рейтинга своей политической силы «Слуга народа», которая занимает уже четвертое место в списке, в то время как «ОПЗЖ», которую я представляю, уже долгое время лидирует в рейтинге симпатий украинцев. Это неудивительно, ведь телеканал «112 Украина» показывает ту Украину, в которой мы живем: Украину с заоблачными платежками, сверхмасштабной коррупцией, распроданную за копейки иностранцам. Зеленский, который явно живет в своих «видосиках», лично поставил Украину на один уровень с нищими странами мира, в которых еще не началась вакцинация от коронавируса, надеясь на подачку со стороны Запада, в то время как каналы медиахолдинга «Новости» открыто и не боясь говорят о том, что начать вакцинацию можно вот уже – достаточно использовать договоренности Виктора Медведчука. Но это не нравится Зеленскому и его западным кураторам».

Вадим Рабинович, сопредседатель прокремлевской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», выступает на заседании парламента в защиту закрытых телеканалов. Киев, 3 февраля 2021 года
Вадим Рабинович, сопредседатель прокремлевской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», выступает на заседании парламента в защиту закрытых телеканалов. Киев, 3 февраля 2021 года

Между тем украинский журналист, обозреватель издания «Детектор медиа» Ярослав Зубченко не считает санкции против «112 Украина», NewsOne и Zik нарушением свободы слова.

Свободная журналистика предполагает определенные стандарты, а на этих телеканалах их никогда не придерживались
Ярослав Зубченко

– Свобода слова означает, что журналисты могут вести независимую редакционную политику. Однако на этих трех телеканалах такого не было: их журналисты открыто работали на электоральные победы «Оппозиционной платформы – За жизнь» и сами это признавали. Они явно замалчивали отдельные темы: например, не рассказывали про «дворец Путина». Когда народные депутаты от «ОПЗЖ» выступали в эфире и ведущая пыталась их перебить, то они откровенно затыкали ей рот – это тоже не проявление свободы слова. Кроме того, свободная журналистика предполагает определенные стандарты, а на этих телеканалах их никогда не придерживались. В эфирах людей от «ОПЗЖ» было больше, чем всех остальных гостей эфира вместе взятых. То есть речь идет о системных проявлениях того, что эти телеканалы в принципе не были свободными.

Акция у здания телеканала «112 Украина». Киев, 25 октября 2019 года
Акция у здания телеканала «112 Украина». Киев, 25 октября 2019 года

Ярослав Зубченко подчеркивает, что у него нет прямых доказательств финансирования «112 Украина», NewsOne и Zik из России, однако, с его точки зрения, важнее другое.

– Они полностью дублируют российские нарративы и поддерживают российскую агрессию против Украины. Например, на этих телеканалах рассказывали, что любая страна на месте России стреляла бы в украинские корабли в Керченском проливе в ноябре 2018 года, что российская армия защитила Крым от последствий Революции Достоинства, что Украина напала на Донбасс и продолжает агрессию. Словом, Россию оправдывают, а Украину демонизируют, причем по всем параметрам. Ведущие рассказывают, что украинский язык напрягает клиентов, напрягает их родственников, что не надо переходить на него в сфере обслуживания. Они поддерживают нарративы, что Россия – не агрессор, не называют войну с ней таковою и так далее. Примеров очень много, они есть практически в любой программе.

Впрочем, бывший член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Сергей Костинский написал в своем Фейсбуке, что решение СНБО – это «медвежья услуга» Украине и что оно было скорее «популистским, чем продуманным и взвешенным». Он предполагает, что блокировка телеканалов с большей вероятностью поможет лидерам «ОПЗЖ».

Если же решение СНБО имеет слабые правовые обоснования, то медиахолдинг «Новости» будет обжаловать его в украинских судах
Сергей Костинский

– Как патриот я приветствую курс, который взяла администрация Владимира Зеленского – это тот путь, которым мы шли во главе с президентом Петром Порошенко в предыдущие годы. Однако по форме этого решения есть очень много вопросов. Мне кажется, что Зеленский дал пас Виктору Медведчуку: электорат партии «Слуга народа» перетечет к «ОПЗЖ». Есть риск того, что в ближайшее время рейтинги этой политической силы, которая представляет интересы государства-агрессора, будут расти. Если же решение СНБО имеет слабые правовые обоснования, то медиахолдинг «Новости» будет обжаловать его в украинских судах, а потом и в Европейском суде по правам человека, где через несколько лет может получить положительное решение – и украинское государство окажется еще и виновным, будет обязано выплачивать компенсации этим телеканалам. Так они получат своего рода индульгенцию.

Сергей Костинский
Сергей Костинский

Кроме того, Сергей Костинский указывает на то, что решение СНБО направлено лишь на инструментарий пророссийских сил в Украине, но не на главные источники их влияния.

Верховной Раде стоит усилить позиции СБУ в части медийного контроля – то есть над поступлением средств для работы подобных медиа
Сергей Костинский

– Пока Виктор Медведчук спокойно чувствует себя на территории Украины, пока его бизнес работает и способен финансировать какие-либо медиа – такие медиа будут существовать и далее. Нужно бороться с причинами, а не с последствиями. На мой взгляд, Верховной Раде стоит усилить позиции СБУ в части медийного контроля – то есть над поступлением средств для работы подобных медиа. Необходимы законодательные изменения, которые позволили бы Нацсовету по вопросам телевидения и радиовещания отказывать в переоформлении лицензии или ее получении на основании предостережений СБУ. Сегодня Виктор Медведчук может взять в аренду любой другой телеканал, который уже имеет лицензию на вещание, и Нацсовет не сможет отказать.

Сам Виктор Медведчук публично опроверг, что эти телеканалы связаны с Россией, и также назвал санкции против них незаконными. Кроме того, номинально он не является их владельцем.

В начале 2020 года на территории Украины, в том числе, на временно оккупированных территориях, был закодирован спутниковый сигнал телеканалов крупнейших украинских медиагрупп – это 24 канала, в том числе «Украина», «1+1», ICTV и прочих.

Крымский политолог Евгения Горюнова отмечает, что это косвенно увеличило аудиторию «112 Украина», NewsOne и Zik среди крымчан.

Я не думаю, что санкции против этих телеканалов кардинально повлияют на мнения крымчан
Евгения Горюнова

– Часть крымчан, которые интересовались ситуацией в Украине, за неимением иных телеканалов, были вынуждены смотреть эти и, соответственно, воспринимать их риторику относительно происходящего на материке. То есть частично это влияло на взгляды крымчан, но не настолько сильно: к сожалению, Россия смогла вписать полуостров в свое информационное пространство, так что крымчане сейчас находятся под влиянием российского информационного продукта. Проукраински настроенные жители полуострова не смотрели «112 Украина», NewsOne и Zik – они находили возможности получать информацию из Интернета без пророссийского подтекста. Так что в итоге я не думаю, что санкции против этих телеканалов кардинально повлияют на мнения крымчан. Конечно же, России не нравится, что она лишилась такого рупора в Украине.

Евгения Горюнова
Евгения Горюнова

По наблюдениям Евгении Горюновой, российские СМИ в Крыму нередко публиковали информацию о жизни на материковой Украине со ссылкой как раз на «112 Украина», NewsOne и Zik – так что теперь журналисты на полуострове лишаются источника, который помогал им поддерживать негативные нарративы об Украине в целом, заключает политолог.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




XS
SM
MD
LG