Доступность ссылки

За последние два с половиной года в Крыму не осталось независимых средств массовой информации. Телеканалы, редакции крупных газет и интернет-изданий закрылись или переехали на материковую Украину. Оставшиеся в Крыму немногочисленные журналисты с независимой точкой зрения испытывают беспрецедентное давление. Они подвергаются задержаниям, допросам, обыскам и арестам.

В марте 2014 года, после референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации, который не признало международное сообщество, украинское законодательство постепенно стало вытесняться российским. Официально переходный период должен был завершиться к 1 января 2015 года, но в некоторых сферах были сделаны исключения. Бесплатная регистрация крымских СМИ в Роскомнадзоре – федеральном органе России, отвечающим за работу с масс-медиа, – была продлена до 1 апреля 2015 года. Фактически до этого времени крымские СМИ могли работать, но многим из них доступ в государственные учреждения уже был закрыт, а представители власти зачастую отказывали в комментариях.

К 1 апреля часть крымских печатных изданий и телеканалов успела пройти процесс перерегистрации, не испытывая каких-либо трудностей или бюрократических препятствий. Правда, это коснулось тех СМИ, которые поддержали мартовский референдум. Редакции газет, интернет-порталов и телеканалов, имевших альтернативную точку зрения на события так называемой «Крымской весны», отчаянно пытались получить российскую лицензию. Но их старания оказались напрасными.

Киевская альтернатива

Ярким примером может служить ситуация вокруг первого крымскотатарского телеканала АТR, вещающего на полуострове с 2005 года. В феврале-марте 2014 года канал фактически в круглосуточном режиме освещал текущую ситуацию в Крыму, давая возможность представителям всех политических сил высказать в прямом эфире свою точку зрения.

Редакционная политика АТR строилась на интересах основного телезрителя – крымскотатарского народа, который в большинстве своем выступал против проведения референдума и присутствия на территории Крыма «вежливых людей», как выяснится позже – представителей российских военных формирований. Телеканал в считанные дни приобрел мировую популярность, став одним из основных источников объективной информации из Крыма.

Руководство ATR четырежды направляло в Роскомнадзор документы для регистрации. Но представители федерального органа каждый раз находили предлог, чтобы вернуть документы, отказывая таким образом в регистрации. В полночь 31 марта 2015 года АТR, чтобы не нарушать законодательство из-за отсутствия российской лицензии, был вынужден прекратить вещание.

Руководство телеканала приняло решение перебраться в Киев и спустя два с половиной месяца возобновило вещание с территории «материковой» Украины. Часть коллектива вынуждена была покинуть Крым. Журналисты, операторы, режиссеры и другие сотрудники со своими семьями переехали в столицу Украины. Вот уже полтора года АТR работает в Киеве, но его сотрудники не раз заявляли о возможности закрытия телеканала или переезда в одну из стран Евросоюза: украинское государство не финансирует канал.

Примечательно, что собственник АТR – российский бизнесмен крымскотатарского происхождения Ленур Ислямов – успел короткое время поработать исполняющим обязанности вице-премьера российского правительства Крыма. Но даже это никак не помогло компании получить регистрацию Роскомнадзора. Сейчас Ислямов также находится на территории Украины. После того, как он инициировал продовольственную и энергетическую блокады полуострова, российские следственные органы возбудили в отношении бизнесмена уголовное дело – его обвиняют в «публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Ленур Ислямов на административной границе с Крымом

Ленур Ислямов на административной границе с Крымом

Аналогичная судьба постигла популярную на полуострове Черноморскую телерадиокомпанию, принадлежащую крымским соратникам бывшего украинского оппозиционера Юлии Тимошенко. После обысков и изъятия техники телеканал не смог продолжить свою деятельность в Крыму. Его владельцы приняли решение возобновить работу в Киеве.

В столицу Украины перебрались редакции таких известных крымских интернет-изданий, как «Центр журналистских расследований», «15 минут», Крым.Реалии, Blackseanews, «События Крыма», Qirim Haber Ajansi. На материковую Украину переехала единственная украиноязычная газета в Крыму «Кримська світлиця», а также единственная крымскотатарская радиостанция «Мейдан». Нельзя не отметить тот факт, что количество и качество материалов о Крыме, подготовка которых ведется за сотни километров от полуострова, существенно страдает. Крымские редакции в Киеве не в состоянии добиться аккредитации журналистов на территории «российской» республики, а также обеспечить безопасность сотрудникам в Крыму.

Куда печальнее сложилась судьба других СМИ. Популярные крымские еженедельники «Республика» и «События», имевшие многотысячные тиражи, прекратили свое существование, так же, как и любимые крымчанами радиостанции «Лидер» и «Ассоль».

Силовой медиаменеджмент

В течение двух с половиной лет Крым покинули десятки известных журналистов, столкнувшись с моральным и физическим давлением.

Многие из них сейчас живут и работают в Киеве. Некоторые перевезли в украинскую столицу своих родных и близких, опасаясь за их судьбу. Кто-то вынужден был уйти из профессии, не желая рисковать своей безопасностью. Те, кто решил продолжить независимую журналистскую деятельность в Крыму, преодолевая страх, испытали на себе беспрецедентные методы давления силовиков. Обыски в домах и квартирах журналистов, задержания, допросы, «приглашения» на беседы в МВД, прокуратуру, Следственный комитет и ФСБ стали частым явлением для Крыма.

Обыски в домах и квартирах журналистов, задержания, допросы, «приглашения» на беседы в МВД, прокуратуру, Следственный комитет и ФСБ стали частым явлением для Крыма

В «российском» Крыму силовики возбудили три уголовных дела по статье 280.1 Уголовного кодекса России («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации») в отношении главного редактора интернет-издания Blackseanews Андрея Клименко, журналистки Анны Андриевской и внештатного корреспондента Радіо Свобода в Крыму Николая Семены. В разное время в СМИ выходили публикации, подписанные их именами или псевдонимами, в которых российские силовики усмотрели призывы к сепаратизму.

Но если первые двое успели перебраться в Киев, избежав физического преследования, то Николай Семена по сей день находится на полуострове. Ему запретили покидать пределы Крыма, избрав меру пресечения в виде домашнего ареста. Более того, журналиста внесли в федеральный перечень лиц, в отношении которых имеется информация об их причастности к терроризму или экстремизму. Помимо этого, ему ограничили доступ к банковским счетам.

Николай Семена

Николай Семена

Таких, как Семена и его коллег, крымские власти открыто называют «врагами республики», «агентами ЦРУ и Госдепа». «Я этих людей очень хорошо знаю. Это наши враги. Они враги России, враги Крыма. И что бы они там ни писали, цель у них одна – сделать нам больно, сделать нам плохо», – заявил спикер крымского парламента Владимир Константинов после возбуждения уголовного дела в отношении внештатного корреспондента Радіо Свобода.

Впрочем, есть примеры, когда силовики преследуют журналистов зарегистрированных Роскомнадзором крымских СМИ. В начале октября Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении учредителя и редактора алуштинской «Твоей газеты» Алексея Назимова, известного как оппозиционера по отношению к городской власти. По данным следствия, редактора подозревают в вымогательстве «за нераспространение сведений, позорящих члена одной из политический партий». Алуштинский суд арестовал Назимова на два месяца.

Призрак свободы

Крым нередко сравнивают с Чечней, проводя параллели между главой кавказской республики Рамзаном Кадыровым и руководителем полуострова Сергеем Аксеновым. Но объективности ради надо отметить, что в Крыму пока еще сохраняются источники информации, изредка критикующие действия местной власти. Как правило, в таких публикациях и сюжетах речь идет о социально-экономической сфере, спорных проектах или скандальных решениях чиновников.

Все же большинство редакций предпочитают избегать резких политических комментариев и оценок – это чревато нежелательными для них последствиями. Республиканские и государственные СМИ не могут делать этого по определению, поскольку финансируются властями. А частные издания контролируются бизнесменами либо коммерческими структурами, на которые можно влиять посредством различных проверяющих органов.

Сразу после закрытия ATR по инициативе властей появился альтернативный крымскотатарский телеканал «Миллет» (в переводе с крымскотатарского – «нация»). Но эта телекомпания, существующая на деньги из российского бюджета, не освещает события, связанные с многочисленными обысками, допросами, задержаниями и судебными процессами, в которых фигурируют крымские татары. В скором времени должна начать вещание крымскотатарская радиостанция.

Это дает основания высокопоставленным чиновникам говорить о существовании демократии и свободе слова в Крыму. Но реальная картина выглядит иначе. Украинские власти заявляют о притеснении журналистов в Крыму и требуют прекратить их преследование.

Мы очень взволнованы случаями нарушения свободы слова в Крыму, это необходимо прекратить

Попутно слышны возмущения европейских структур. Не так давно руководитель представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли призвал Россию прекратить преследование Николая Семены, а также крымскотатарских журналистов. «Мы очень взволнованы случаями нарушения свободы слова в Крыму. Мы все знаем, что журналист Николай Семена содержится под домашним арестом только за то, что он якобы призывал к нарушению территориальной целостности России. Это, безусловно, выглядит как шутка», – сказал Мингарелли. По его словам, крымскотатарские журналисты «являются особой мишенью». «Мы знаем, что проводятся обыски в их домах. Это необходимо прекратить, и мы со своей стороны должны приложить все усилия, чтобы прекратить такую практику».

Как правило, такого рода заявления не имеют практического эффекта, поскольку игнорируются российской стороной. Вместе с тем, Крым, наряду с Чеченской республикой, находится под особым вниманием международной общественности. Ведь именно в этих регионах чаще всего заявляют о притеснении свободы слова и нарушении прав журналистов.

Оригинал публикации – на сайте openDemocracy

В ДРУГИХ СМИ

Загрузка...

Loading...

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

XS
SM
MD
LG