Доступность ссылки

По ту сторону экрана: владельцы крымского телевидения


Крым.Реалии продолжают цикл материалов о собственниках крымских СМИ, которые служат инструментом российской пропаганды против Украины и крымчан, не согласных с аннексией полуострова. Мы уже рассказали, кому принадлежат наиболее читаемые интернет-издания полуострова. Теперь назовем тех, кто контролирует телевизионное пространство Крыма.

Телевидение в Крыму является самым мощным инструментом российской пропаганды. Не зря в числе первых объектов, захваченных в марте 2014 года пророссийскими боевиками, была государственная телерадиокомпания «Крым». Установив контроль над ней, боевики и «крымская самооборона» параллельно отключили передатчики оппозиционной крымской ТРК «Черноморская», заблокировав ее работу. Частоты «Черноморки» были использованы для трансляции российского государственного телеканала «Россия 24».

Затем боевики «оборвали» вещание и украинских телеканалов, которые до этого много лет вещали на полуострове.

Впоследствии их место тоже заняли российские пропагандистские телеканалы, которые ежедневно внушают крымчанам мысль о счастливой жизни в России и всячески демонизируют ситуацию в Украине, называя ее руководство «хунтой» и «фашистами». Крымским телеканалам позволили вещать на полуострове, но в обмен на признание легитимности аннексии Крыма и лояльность к подконтрольным России местным властям. Расскажем о тех, кто согласился на такие условия.

Одноклассники и краденное имущество

Одним из главных инструментов пропаганды в Крыму служит государственный телеканал «Первый крымский». Он создан на базе захваченной в 2014 году ГТРК «Крым» в Симферополе.

Автономная некоммерческая организация «Телерадиокомпания Крым» была учреждена Министерством внутренней политики, информации и связи подконтрольного России правительства Крыма, которое возглавляет Дмитрий Полонский, и зарегистрирована в августе 2014 года. Гендиректором телекомпании является Екатерина Козырь, ранее работавшая корреспондентом телеканала. Она также является одноклассницей Дмитрия Полонского.

Екатерина Козырь
Екатерина Козырь

Вместе они стали распоряжаться «национализированным» имуществом украинского государственного телеканала, создав на его базе мощный пропагандистский ресурс. В эфире «Первого крымского» периодически транслируются сюжеты о «киевской хунте», «врагах Крыма», «экстремистах» и «сепаратистах».

В Национальной телерадиокомпании Украины убытки от «аннексии» телеканала оценивают в 8,6 миллиона гривен (22,6 миллиона российских рублей). Следует отметить, что эта сумма – копейки по сравнению с российскими финансовыми вливаниями в телеканал. Ежегодно он «съедает» наибольший объем финансирования в системе бюджетных ассигнований и грантов, предусмотренных для крымских СМИ. В прошлом году общий объем субсидий телеканалу по статье «финансовое обеспечение расходов на создание и вещание теле- радиоканалов в Крыму» составил 307,2 миллиона российских рублей (118 миллионов гривен).

В первом квартале нынешнего года деятельность ТРК «Крым» уже обошлась в 40,3 миллиона рублей (15,5 миллионов гривен) при запланированных 387 миллионах рублей (148 миллионах гривен).

Свидетели крымскотатарского «покращення»

В апреле прошлого года указом подконтрольного России премьера Крыма Сергея Аксенова были созданы «Общественная крымскотатарская телерадиокомпания», получившая название «Миллет» («Народ») и радио «Ветан седасы» («Голос Родины»). Они предназначены для того, чтобы заполнить нишу, освободившуюся после вынужденного прекращения здесь вещания первого крымскотатарского телеканала ATR и радио «Мейдан», которым было отказано в предоставлении российской лицензии.

В эфире «Миллета» транслируются сюжеты о «позитивных изменениях в жизни крымскотатарского народа» в российских реалиях, его «духовном и историческом возрождении». Здесь освещаются все провластные мероприятия, связанные с крымскими татарами. При этом о многочисленных фактах репрессий против соотечественников, уголовном преследовании крымскотатарских активистов, запретах проведения альтернативных провластным акций к скорбным и праздничным датам в жизни крымских татар здесь, как правило, не сообщается, либо говорится о них с «правильными» комментариями чиновников.

В аналоговом формате «Миллет» охватывает 50% территории полуострова, а в цифровом – 90%. Три месяца назад телеканал также начал вещание через спутник.

Телеканал позиционируют как общественный. Однако это легко опровергнуть, если изучить информацию о его учредителях. «Миллет» и «Ветан седасы» принадлежат государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан подконтрольного России правительства Крыма. Его, напомним, возглавляет бывший заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Заур Смирнов, которого представительский орган крымских татар в апреле 2014 года делегировал представлять крымскотатарский народ в правительства Аксенова. После этого Заур Смирнов приостановил свое членство в Меджлисе, а затем стал служить России и оказался одним из сторонников запрета Меджлиса на территории России.

Сейран Мамбетов
Сейран Мамбетов

Гендиректором телеканала является Сейран Мамбетов, ранее руководивший департаментом крымскотатарских и национальных программ ТРК «Крым».

Службой новостей телеканала руководит крымская журналистка Алена Иваниченко, до этого 15 лет проработавшая собкором российского Первого канала (ОРТ) и известная своими неоднозначными взглядами на крымских татар.

Миллионный холдинг

Удалось сохранить свой телеканал «ИТВ» крымским бизнесменам. Однако ценой, как уже говорилось, стало признание Крыма российским и лояльность к верхушке подконтрольной России крымской власти.

ИТВ много лет связывают с местным бизнесменом и бывшим депутатом Верховной Рады АРК Александром Мельником. До российской аннексии Крыма телекомпания также владела ТРК «Свобода», вещавшей в Первомайском районе полуострова, и еженедельником «Крымский телеграф». К собственности Мельника также относили долю крымского телеканала «ЖИСА».

После перерегистрации «ИТВ» (с уставным фондом 9,6 миллиона рублей) у него остались те же собственники, что и ранее – ООО «Крымевросервис» и ООО «Аква-Крым». Возглавляет телеканал также прежний гендиректор – давний друг Александра Мельника Юрий Гарифуллин.

Остался в холдинге и еженедельник «Крымский телеграф». В то же время телекомпания «ЖИСА» и ТРК «Свобода» лицензию Роскомнадзора не получили. Возможно, собственники посчитали это нецелесообразным.

Севастополь: между чиновниками и «единороссами»

После зачистки информационного пространства в Крыму независимых телеканалов лишились и севастопольцы. Бывший государственный телеканал – Севастопольская ГТРК – теперь называется «Народным каналом Севастополя». Однако принадлежит он подконтрольным России властям. С марта прошлого года телеканал вошел в условный государственный медиа-холдинг «Городская телерадиокомпания «Севастополь», учрежденный департаментом внутренней политики подконтрольной России администрации города.

Кроме «Народного канала», департамент владеет телеканалом «Информационный телеканал Севастополя» (ИКС) и одноименной радиостанцией.

Конкурирует с ними телеканал «Первый Севастопольский», который не является государственным и заявляет о себе так: «современное СМИ, а не навязанное сверху информирование севастопольцев».

Телеканал принадлежит ООО «Медиа ТВ Севастополь» с уставным капиталом в 1 миллион российских рублей. Им в равных долях владеют сын бывшего депутата Севастопольского горсовета от Партии регионов, члена президиума регионального политсовета «Единой России» Юрия Черникова Алексей и супруга заместителя секретаря Севастопольского отделения партии «Единая Россия» Дмитрия Белика Ольга Сверчкова. Гендиректором телеканала является его бывший главред Юлия Репкина.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ

Загрузка...
XS
SM
MD
LG