Доступность ссылки

Арт-активист Enjoy: «Я не продавался и не сотрудничаю с властями»


На этой неделе состоялась премьера фильма «Enjoy» об одноименном крымском уличном художнике. Эта документальная лента режиссера Валерия Балаяна рассказывает о молодом арт-активисте, продолжающем творить в условиях аннексии Крыма и провозглашать идеи, которые вытесняются из публичного дискурса. Главный герой фильма «Enjoy» в интервью для Крым.Реалии прокомментировал свои работы и рассказал почему в 2014-м году он выступал против «рашизма», а в 2017-м отошел от политической тематики.

Премьера документального фильма «Enjoy» состоялась 30 мая в киевском Центре визуальной культуры. Ленту представлял ее режиссер Валерий Балаян, а также продюсер Светлана Зиновьева.

Презентация фильма «Enjoy» в Киеве, 30 мая 2017 года
Презентация фильма «Enjoy» в Киеве, 30 мая 2017 года

Продюсер картины рассказала, что фильм «Enjoy» – это одна из трех новелл об уличном искусстве и контркультуре, которая входит в альманах под названием «Контуры».

– Это задумывалось еще до событий Майдана и аннексии Крыма. Было важно показать срез по Украине: восток, запад, центр, Крым. В итоге мы оказались в ситуации, когда Крым – не наша территория, надеемся, что временно. И тогда я обратилась к Валерию (режиссеру Валерию Балаяну – КР), потому что знала, что он имеет доступ к Крыму. И этот смелый поступок был совершен там Валерием и всей их группой.

Главный герой фильма – уличный художник Enjoy. Его произведения начали появляться в Симферополе и других крымских городах, начиная с 2011 года. Он наносит их на стены, заборы, вывески, другие поверхности, встречающиеся на улицах, и старается вписать рисунки и надписи в городской ландшафт. Основной жанр, в котором работает арт-активист – это социальная и политическая сатира.

Граффити крымского стрит-арт художника Enjoy в Симферополе, архивное фото
Граффити крымского стрит-арт художника Enjoy в Симферополе, архивное фото

Фильм Валерия Балаяна рассказывает о том, как Enjoy продолжает творить в условиях оккупации Крыма, когда Россия пытается усилить контроль за искусством, в том числе за уличным. Помимо арт-активиста героями кино являются художники, которые делают муралы по заказу нынешних крымских властей. Они изображают на стенах домов гигантские портреты Владимира Путина и героев Великой Отечественной войны.

На премьере фильма присутствовал сам художник Enjoy. Из соображений безопасности, выступая перед зрителями, он скрыл лицо под маской-балаклавой. Свои имя и фамилию он также не раскрывает.

Художник Enjoy на премьере фильма в Киеве, 30 мая 2017 года
Художник Enjoy на премьере фильма в Киеве, 30 мая 2017 года

После презентации арт-активист пообщался с корреспондентом Крым.Реалии и рассказал о своем творчестве и видении текущей политической ситуации.

– У меня сложилось впечатление, что в фильме «Enjoy» тебя противопоставили ребятам, которые делают муралы с Путиным. Ты согласен с этим противопоставлением, что Enjoy – это их антипод?

– Есть противопоставление, да. Хотя мне приятней было бы себя считать человеком, который не противопоставляется кому-то, а который самодостаточен. Но концепция фильма была такова, показали так.

Граффити в Ялте с изображением президента России Владимира Путина, которого превратили в Гитлера
Граффити в Ялте с изображением президента России Владимира Путина, которого превратили в Гитлера

– В чем разница между тобой и теми, кто изображает Путина?

– Я не продавался, а этот парень, как по мне, продался. Я не сотрудничал с властями. Он сотрудничал. Может быть, я не сотрудничал и не продавался пока, я же не знаю...

Меня это грызло бы долгими ночами: зачем я на это пошел, порисовал, получил денег, но поступился принципами

– Если бы тебе заказали мурал с Путиным, ты бы отказался?

– Да, конечно, так же, как если бы предложили Порошенко или кого-то другого.

– Почему?

– Потому что мои работы не об этом, а о чем-то другом. Потом меня это грызло бы долгими ночами: зачем я на это пошел, порисовал, получил денег, но поступился принципами. Все-таки это неправильно.

Накануне этого интервью я полистал в твоем «Фейсбуке» твои работы из Крыма и с удивлением обнаружил, что автор надписи «Вместе против рашизма» на доме-корабле в Симферополе – это ты. (изначально на этом доме было написано «Вместе против фашизма», но в 2014 году Enjoy заменил букву «ф» на «р» – КР).

Зачем ты заменил букву?

– Тогда все было очень обострено, хотелось сделать что-то такое, чтобы показать людям, которые тоже настроены проукраински, что они здесь не одни. И, как мне кажется, это был такой сигнал для многих, что Симферополь – он не весь такой, каким показался на референдуме. Что есть и другие точки зрения, что есть и другие ребята, которые не согласны с этим. Наверное, это получилось.

Хотелось сделать что-то такое, чтобы показать людям, которые тоже настроены проукраински, что они здесь не одни

Так вышло, что когда ты сделал эту работу, мне удалось пообщаться с автором первоначальной версии этого граффити, и он сказал, что ему не понравилось, как подкорректировали надпись. Он сказал следующее: «Мне не нравятся события, которые происходят в Крыму. Я понимаю, что Россия – оккупант. Но направленность этого граффити поймет только часть населения. А другая часть – нет. Направленность моей работы была более объемная и понятная». Как ты относишься к такому мнению автора?

– Он имеет право его высказать.

– Ты не считаешь, что ты испортил его работу?

– Нет, я так не считаю. Я считаю, в тот момент там должно было быть написано именно это.

– Среди твоих крымских работ я увидел трезубец – украинский герб. Он был сделан в январе 2014 года – за полтора месяца до того, как Россия вторглась в Крым. Почему ты тогда изобразил трезубец?

– Это было сделано 16 января. В этот день были приняты так называемые «диктаторские законы». Речь идет о том, что Украина теперь полицейское государство.

Граффити крымского стрит-арт художника Enjoy в Симферополе, архивное фото
Граффити крымского стрит-арт художника Enjoy в Симферополе, архивное фото

– А где здесь можно понять что-то о полицейском государстве?

– У меня красные и синие цвета ассоциируются с ментовскими сиренами. 19 января уже полетели первые коктейли («коктейли Молотова» – КР), и все стало наоборот.

Граффити крымского стрит-арт художника Enjoy в Симферополе, архивное фото
Граффити крымского стрит-арт художника Enjoy в Симферополе, архивное фото

– Мне вспоминается другая твоя работа. На ней ребенок исправляет первые две буквы в слове «революция», так что получается «эволюция». Когда я увидел ее, то прочитал ее так, что автор не поддерживает революционные идеи. Я правильно ее прочитал?

– Ты прочитал ее по-своему, нельзя сказать «правильно» или «неправильно».

– Но Майдан ты поддержал?

– Да. Потому что это была... Я даже не знаю, как это описать. Народ сказал, что он не согласен. Люди выступили против. Они имеют полное право это делать.

– На премьере фильма ты сказал, что сейчас ты отошел от политической тематики. Хотя я смотрю твои работы 2014 года, и практически все они – политические.

– Да, это был такой период. Там очень много политического было.

Фрагмент фильма «Enjoy» (видео)
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:11 0:00

– А разве эта тематика перестала быть актуальной в 2015, 2016-м?

​– Нет, она не перестала быть актуальной. Но просто те работы делались по принципу «здесь и сейчас». Они не будут вспоминаться через 10, через 20, 50, 100 лет. Работы, которые вне политической тематики, о чем-то вечном, что близко каждому человеку, их могут запомнить и спустя время. А вот уже на политическую тематику – они могут точно бить в цель, но никто о них не вспомнит потом. И нужно ли тратить свое время и силы на то, что будет актуально только сегодня, а завтра уже об этом забудут? Наверное, нет.

– В 2014 году, когда ты работал на политическую тематику, чувствовал ли ты опасность, исходящую от российских спецслужб?

Работы, которые вне политической тематики, о чем-то вечном, что близко каждому человеку, их могут запомнить и спустя время

– Мне казалось, что она есть. Как кому-то казалось, что есть «бандеровцы». Но я не столкнулся с ними.

То есть тебя не искали?

– Нет, я не сталкивался с таким. Может, искали, но не нашли, я же не знаю.

– Ты думаешь, они не знают, кто ты?

– Надеюсь, что нет.

– Полицейские ни разу не ловили после 2014 года?

– Были приемы, но они были не связаны с моими рисунками.

– Ты не боишься, что сейчас узнают, кто ты, и это может повлечь за собой какие-то последствия? Не обычные, как за хулиганство, а более серьезные.

– Откуда я знаю. Это только они могут знать.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




Recommended

XS
SM
MD
LG