Доступность ссылки

Фигура умолчания: почему в Крыму «не заметили» приговор Николаю Семене


Николай Семена

Приговор украинскому журналисту, автору Крым.Реалии Николаю Семене – 2,5 года условно и фактический запрет на профессию на время трехлетнего испытательного срока – показал, как к свободе слова относятся на полуострове. Несмотря на то, что ведущие украинские СМИ, немало российских и даже некоторые иностранные издания написали о решении крымского суда, на полуострове ситуация выглядела противоположным образом.

Уже в пятницу приговор стал топ-темой украинских медиа. Почти сотня крупнейших изданий и информационных агенств сделали новости или подготовили развернутые материалы. Некоторые издания кроме сообщений о приговоре дали мнение самого Николая Семены, а также реакцию международных организаций.

Даже СМИ соседней России, вынужденные соблюдать требования режима, сообщили о приговоре Семене. Речь идет не о принципиально провластных газетах и телеканалах, а, к примеру, «РИА Новости», «Газета.Ру» и «Общественное телевидение России», а также «РБК», «Росбалт», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Эхо Москвы», «Медиазона», Republic, «Сноб», а также эмигрантские «Медуза» и «Открытая Россия». В большинстве случаев новости подали в сдержанном тоне и без ярко выраженных оценочных суждений.

Материалы о приговоре крымскому журналисту также были в изданиях Le Figaro из Франции, La Vanguardia из Испании, Skaties из Латвии, Wschodnik из Польши, «Новости Армении сегодня» и Kloop из Киргизии.

А как же дело обстояло в Крыму?

Для анализа информационной повестки полуострова можно обратиться к тем крымским СМИ, которые в 2015-2017 годы попадали в топ цитируемости по версии «Медиалогии». И вот какая картина получается.

Крым.Реалии опубликовали новость о приговоре Николаю Семене 22 сентября в 15:22. И лишь 7 крымских редакций сообщили крымчанам о событиях вокруг них.

Информагентство FlashCrimea написало о приговоре Николаю Семене 22 сентября в 15:29 с заголовком «Журналиста «Радио Свобода» приговорили в Крыму к условному сроку». Газета Avdet вынесла новость на главную страницу в 15:41– «В Крыму журналисту Николаю Семене вынесли приговор». Следующей была новость от газеты «Наш Крым» – в 17:30 – «В Крыму журналиста обвинили в сепаратизме и приговорили к 2,5 годам условного заключения». В 18:27 ее перепечатал портал «Примечания» – «Журналисту, призывавшему отобрать Крым у РФ, дали условный срок». В 19:42 вышло сообщение от информагентства «Новости Крыма – крымская служба новостей» с заголовком: «В Крыму журналиста Семену приговорили к 2,5 годам условно с запретом публичной деятельности». А завершила день новость информагентства «КрымPRESS» в 20:23 – «Николай Семена получил условный срок и запрет на публичную деятельность».

Первые шесть текстов были написаны в сдержанных тонах и в целом адекватно отображали событие (с поправкой на требования российского законодательства). Лишь «Примечания» вынесли версию следствия в заголовок. FlashCrimea, «Наш Крым» и «Новости Крыма – крымская служба новостей» передали слова подсудимого о непризнании им своей вины. «Новости Крыма» также озвучили позицию правозащитных и журналистских организаций о «политической мотивации» процесса. Только новость «КрымPRESS» содержит ярко выраженное оценочное суждение:

«За что наказали Николая? За публичные призывы к нарушению территориальной целостности России… Отметим мягкость приговора. В демократических США за аналогичное правонарушение следует тюремное заключение на срок до 20 лет и штраф до 20 тыс. долларов. В «соседской» Украине даже не за статьи судят, а за статусы в соцсетях и на форумах… Все познается в сравнении. И пределы демократии тоже».

В тот же день на «Первом Крымском канале» – главном телевизионном рупоре российских властей полуострова – вышел сюжет с оценочным заголовком: «В Симферополе огласили приговор журналисту, сравнившему события 2014 года с оккупацией Крыма фашистскими войсками в 1941 году».

С одной стороны, сюжет был выстроен относительно сбалансировано – вина Семены определена «по мнению следствия», есть прямая речь подсудимого, а с другой – в конце материала содержалось ярко выраженное оценочное суждение, также враждебное Украине:

«Но вряд ли подрыв линий электропередачи и лишение тысяч крымских семей света и тепла можно назвать ненасильственными мероприятиями, тем более что самой Украине поставки электричества в Крым приносили около 170 миллионов долларов в год, и отсутствие этих денег в казне Незалежной становится лишь новым толчком к усилению экономического кризиса Украины».

Идем дальше. Газета «Аргументы недели – Крым» посвятила приговору Семене вначале одну статью, а затем – вторую, но обе вышли уже в субботу, на следующий день после события. А информагентство «Лента новостей Крыма» позже перепечатало материал «Аргументов недели».

Что же до остальных крымских изданий, то они судебного решения просто «не заметили». Их можно разделить на две категории: те, что не интересовались ходом «дела Семены», и те, которые просто «не знали» о существовании такого человека.

К первой можно отнести:

  • Информагентство «РИА Крым» – последняя новость с упоминанием Николая Семены появилась 19 сентября этого года. Хотя центральная редакция выпустила соответствующую новость.
  • Газета «Московский комсомолец в Крыму» – 23 мая (при том, что «материнское» издание о приговоре написало).
  • Газета «Комсомольская правда в Крыму – 19 апреля.
  • «Крымское информационное агентство» (КИА) в последний раз о деле Семены писало 20 марта.

Информационное агентство «Новый Крым», газеты «Крымская правда», «Форпост» и «Крымское эхо» в последний раз писали о Николае Семене в 2016 году, а портал «Керчь.ФМ», информагентство «Крым 24» и газета «Крымский телеграф» – в 2013-м.

Все остальные информагентства, газеты и порталы по запросу «Николай Семена» выдают все, что угодно, кроме необходимого, или вообще ничего не выдают. Результаты поисковых запросов на сайтах информагентств «Крыминформ» и «Информер», газет «Крымские известия», «Крымская газета», «Республика», «Севастопольская газета», «Голос Крыма» «Крым вечерний» и «Вечерний Крым» (бывшая «Вечерний город»), порталов «3652» и «Керчь.ком.ру» и телеканалов «Миллет», ИТВ и НТС приведены ниже.

Итак, из 34 крымских изданий и телеканалов, обладающих либо официальным статусом, либо высоким уровнем цитирования, либо брендом соседней страны, лишь 9 написали о приговоре Николаю Семене. И, за исключением «Первого крымского» телеканала, об этом не рассказало ни одно «официальное» СМИ. Вслед за «грандами» промолчали и большинство локальных изданий.

В реестре Роскомнадзора по так называемой «Республике Крым и г. Севастополю» значится 232 СМИ всех видов и форм собственности. Итак, о приговоре журналисту Николаю Семене в течение двух дней рассказали лишь 4 из 20 самых рейтинговых крымских СМИ или 9 из всех 232 изданий.

В отличие от ситуации со СМИ на материковой Украине, приговор по «делу Семены» не произвел резонанса на полуострове, а личность самого Николая Семены во многом оказалась «фигурой умолчания».

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ

Loading...

Загрузка...

XS
SM
MD
LG