Доступность ссылки

«Осада» NewsOne: почему заблокировали украинский телеканал


Люди в камуфляжной форме, блокирующие редакцию NewsOne, Киев, 4 декабря

В Киеве активисты праворадикальных движений второй день блокируют здание оппозиционного телеканала NewsOne. Участники акции требуют от его владельца, депутата Верховной Рады Евгения Мураева, извиниться за сепаратистские высказывания и изменить политику NewsOne с "прокремлевской" на "проукраинскую".

Несмотря на акцию, программы NewsOne по-прежнему выходят в эфир. Журналисты канала жалуются, что их работа из-за блокирования фактически парализована. Конфликт начался после того, как 26 ноября в программе "Украинский формат" на NewsOne Евгений Мураев заявил, что считает Евромайдан "не революцией, а государственным переворотом". После этого почти все украинские политики, участвовавшие в этом эфире, в знак протеста покинули съемочную площадку.

Скандальный эфир NewsOne, реплика Евгений Мураева – на 6-й минуте:

Вечером 3 декабря здание телеканала NewsOne в Киеве окружили мешками с песком и колючей проволокой десятки людей, некоторые из них были в балаклавах. Позже выяснилось, что это ветераны военной операции в Донбассе и активисты различных радикальных организаций. Они заявили, что прекратят свою акцию лишь в том случае, если Мураев, депутат парламента и лидер партии "За життя" ("За жизнь") принесет публичные извинения за свои сепаратистские высказывания и пообещает больше не транслировать в эфире российскую пропаганду.

"Мы все знаем, что все четыре года, что идет война, деятельность NewsOne координируется непосредственно из Кремля. Надеемся, что господин Мураев извинится быстро и больше не будет вести пророссийскую пропаганду. Если он выполнит наши условия, то мы сворачиваем нашу мирную акцию", – заявил представитель радикалов Алексей Сердюк.

В числе политиков, покинувших студию канала после скандального высказывания Евгения Мураева, была депутат Верховной Рады Украины Светлана Залищук:

Светлана Залищук
Светлана Залищук

– NewsOne полностью ангажирован, он используется одной конкретной политической силой, его собственником Евгением Мураевым – депутатом Верховной Рады, лидером партии "За життя" – для отстаивания своих политических интересов и для разжигания в обществе нетерпимости. Мы повторяем тот путь, который уже прошли перед Евромайданом. Этот канал пытается переписать историю, он возвращает тех, кто в свое время был причастен к цензуре в украинских СМИ. Конкретно я говорю о Владимире Грановском (ранее Грановский много лет отвечал за производство ток-шоу на телеканалах "Интер" и "Россия". СМИ связывают Грановского с советником президента России Сергеем Глазьевым. – РС) и Вячеславе Пиховшеке. Грановский известен как автор концепции про "три сорта украинцев", что послужило триггером для войны на востоке Украины, для оккупации части нашей страны. Мы прекрасно помним время "промывания мозгов", и этот канал, по сути, возвращает все эти проблемы в наше информационное пространство. Безусловно, это стало "красной линией" для нашего гражданского общества, для журналистов, для некоторых политиков, которые отказались принимать участие в эфирах NewsOne. И я, и мои коллеги более недели назад сделали демарш – покинули студию этого канала, когда увидели, как жестко используется прямой эфир для продвижения определенных интересов. Звучат предположения, что к этому каналу имеет отношение и кум российского президента Путина, лидер движения "Украинский выбор – право народа" Виктор Медведчук. Мы не знаем точно, правда это или нет, но тем не менее, такая информация есть.

– Вы упомянули политтехнолога Владимира Грановского и журналиста Вячеслава Пиховшека. Они действительно играют сейчас ключевую роль в управлении каналом NewsOne?

– Именно так. До Евромайдана это были очень известные личности, которые играли в команде тогдашнего президента Виктора Януковича и проводили информационную кампанию по разделению украинцев, разжиганию конфликта между теми, кто поддерживал европейскую интеграцию, и теми, кто, например, склонялся к России. Именно через информационные технологии тогда были запущены эти темы, и это стало предпосылкой для российской агрессии. Казалось, что за минувшие со времени "Революции достоинства" четыре года эти люди исчезли из информпространства Украины, канули в историю, но телеканал Мураева возвращает их. И это может стать очередным витком противостояния.

– Поддерживаете ли вы требования участников акции у здания телеканала NewsOne, которые они выдвинули к собственнику телеканала?

– Да, поддерживаю. Считаю, что это проявление демократического контроля в стране. Когда государство не может реализовывать свои функции в отношении контроля своего информационного пространства, когда государство не может демонополизировать влияние олигархов на телеканалы, то на это очень четко реагируют журналисты и гражданские активисты, особенно когда политики переходят "красные линии". Мне сложно представить, что в какой-нибудь демократической стране, скажем, в Германии или Австрии ультраправые купили бы канал и использовали его, например, для кампании против мигрантов. Думаю, что это бы вызвало сразу же реакцию и государственных институтов, и политиков, и журналистов, и гражданского общества.

– Некоторые оппозиционные политики, включая Мураева, утверждают, что команда президента Петра Порошенко может использовать нынешнюю ситуацию для закрытия NewsOne, который, как утверждается, единственным из украинских телеканалов транслировал в прямом эфире "Марш за импичмент" опального оппозиционного политика, бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили?

– Мне сложно это оценить. Я не следила за тем, как наши СМИ освещали этот марш. Очевидно, что сам факт того, что эту акцию канал показывал в прямом эфире, раздражителен для президента. И не секрет, что Порошенко очень внимательно следит за тем, как украинские СМИ освещают те или иные события, и особенно критику в его адрес. Не исключаю, что он заинтересован в том, чтобы канал, который постоянно преподносит о нем информацию в негативном свете, исчез, но в данном случае, думаю, что это интерпретация самого телеканала и его желание привлечь к себе внимание.

Редакция NewsOne, Киев, 4 декабря
Редакция NewsOne, Киев, 4 декабря

Как заявляет Евгений Мураев, к организации блокирования его канала причастен лидер радикальной партии "Братство" Дмитрий Корчинский, который, по словам владельца NewsOne, действует по указанию администрации украинского президента.

Вместе с тем президент Украины Петр Порошенко, комментируя скандал вокруг NewsOnе, написал в Фейсбуке, что любое давление на средства массовой информации, а тем более их блокирование – недопустимы. "Недопустимы и попытки оправдывать действия страны – агрессора против Украины, подыгрывание российской пропаганде, в том числе и в таких вопросах, как оценка Революции достоинства. Но иногда такие меры являются реакцией на бездействие тех органов, которые должны на это оперативно реагировать", – подчеркнул президент.

Прямым препятствованием журналистской деятельности называет последние события вокруг NewsOne глава Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) Сергей Томиленко:

Сергей Томиленко
Сергей Томиленко

– Мы в НСЖУ обеспокоены физической блокадой крупного национального телеканала. Считаем варварством препятствование работе журналистов и призываем все дискуссии относительно редакционной политики решать за круглым столом, либо в судебном порядке, либо в Национальном совете по телевидению и радиовещанию. В Украине есть немало прецедентов решений по контенту телерадиоорганизаций, и тот же Нацсовет по телевидению и радиовещанию ранее запретил трансляцию отдельных каналов. Поэтому у нас есть правовое поле для решения таких конфликтов, а то, что происходит сейчас... При этом мы видим избирательный подход полиции, когда там, где возможны столкновения, блокируется здание телеканала, подвозится песок, присутствовали, по крайней мере в начале, всего лишь несколько полицейских патрулей. Мы видим, что в правительственных кварталах более чем достаточное количество стражей порядка, а возле канала, где потенциально может вспыхнуть очень конфликтная ситуация, полиции нет. Тем более в Украине уже были случаи поджогов, когда в сентябре 2016 года праворадикалы пикетировали в Киеве телеканал "Интер", один из его офисов подожгли, была угроза жизни для его сотрудников.

– Министр внутренних дел Украины Аваков потребовал от радикалов снять блокаду NewsOne, но владельца канала назвал "мерзавцем и провокатором". Должен ли собственник нести ответственность за произнесенные им в эфире слова, которые фактически стали поводом для разгоревшегося конфликта?

– Я бы разделял ответственность собственника канала и его редакционного коллектива. У нас владельцами большинства СМИ являются влиятельные политики и бизнесмены. Правильно ли будет блокировать, например, канал "1+1" после каждого заявления его собственника Игоря Коломойского или канал "Украина" после обнародования своей позиции его владельцем Ринатом Ахметовым? Понятно, что заявление Мураева – предмет его политической ответственности, поэтому претензии следует предъявлять прямо по адресу, а телеканал должен работать в соответствии с национальным законодательством и выполнять журналистскую миссию. А миссия – это предоставлять трибуну представителям всего политического спектра. Резкие высказывания Мураева, конечно же, задевают и лично меня, я с ним не согласен, но реагировать на это блокированием работы журналистов – это не европейская и не цивилизованная реакция.

– Каким вам видится выход из сложившейся ситуации вокруг оппозиционного канала?

– Думаю, что и репортеры NewsOne, и журналисты других СМИ должны определить, какие политические силы представляют активисты, блокирующие телеканал, кто конкретно стоит за ними, и предать огласке эту информацию. А полиция, конечно же, должна помочь разблокировать здание телеканала, и это должно происходить в присутствии телекамер, под публичным контролем. Думаю, что большой поддержки у группы активистов, которые дежурят под стенами NewsOne, нет, – считает руководитель Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ

Loading...

Загрузка...

XS
SM
MD
LG