Доступность ссылки

«Крыму нужно готовиться встречать украинские войска»: крымчанин из ВСУ Евгений Лешан – о войне, Путине и деоккупации Крыма


Евгений Лешан
Евгений Лешан

Сколько еще продлится полномасштабное вторжение России в Украину? Какой может быть деоккупация Крыма и как вернуть живущих там крымчан? Об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью Крым.Реалии Евгений Лешан – крымчанин, бывший коммунист и лидер крымских комсомольцев, экс-нардеп Украины, который в последние годы занимался журналистикой и гражданским активизмом, а ныне военнослужащий Вооруженных сил Украины, фронтовик.

Евгений Лешан
родился в Симферополе. Много лет живет в Киеве. Российская аннексия Крыма в 2014 году изменила его взгляды на свою жизнь и будущее Украины. Он не только начал освещать российские военные преступления в Крыму, но и взял в руки оружие, когда Россия начала военные действия на Донбассе в 2014 году.

Впоследствии крымчанин вернулся в гражданскую жизнь. Но продолжал готовиться к войне с Россией. Евгений Лешан – один из немногих в экспертном сообществе, кто не сомневался, что Россия будет расширять свою агрессию в Украине. Поэтому полномасштабное российское вторжение 24 февраля 2022 года не стало для него неожиданностью. Бывший журналист с первых дней большой войны снова вернулся на военную службу. Сначала защищал Киев, затем отправился на другие направления фронта.

Евгений Лешан (второй слева) с побратимами в территориальной обороне Киева, февраль 2022 года
Евгений Лешан (второй слева) с побратимами в территориальной обороне Киева, февраль 2022 года

В боях в Харьковской области Евгения Лешана ранили в ногу. Ранение было тяжелым, восстанавливать здоровье пришлось в течение двух лет за границей. Что изменилось за это время и чего ожидать дальше, читайте в интервью.

«Война превратилась в рутину»

– Приветствую в Крым.Реалии Евгения Лешана – бывшего народного депутата Украины, журналиста, а ныне военнослужащего Вооруженных сил Украины, «бравого солдата Швейка» (выдуманный персонаж неоконченного романа чешского писателя Ярослава Гашека – КР). Кстати, почему именно это ваш позывной?

– Это самоирония. Я всегда был сугубо гражданским человеком и к армии относился со здоровой долей скептицизма. Но жизнь заставила пересмотреть это отношение. И теперь я – часть этой армии. Но я до сих пор отношусь к себе в армии достаточно самокритично. И этот позывной – часть этой самоиронии.

– То есть вы продолжаете незавершенный роман о Швейке?

– Я думаю, пока человечество существует, пока есть войны, пока существуют государства, этот роман не закончится никогда.

Защищая Украину, вы получили ранение и последние два года находились на лечении. Напомните, на каких направлениях вы были?

– Это было на севере от Харькова, май-июнь 2022 года. Как раз тогда россияне, которых отбросили от Харькова к границам, начали свое первое контрнаступление. И тогда началась важная для нашего 130-го батальона эпопея с обороной Дементиевки. Меня ранили в самом начале этих боев. Потому дальше уже мои товарищи воевали без меня, понесли, к сожалению, очень ощутимые потери. Это была первая боевая история нашего батальона и очень болезненная. Потому что не умели тогда еще воевать, как надо.

Уничтоженная во время контрнаступления ВСУ российская военная техника в Харьковской области, 13 сентября 2022 года
Уничтоженная во время контрнаступления ВСУ российская военная техника в Харьковской области, 13 сентября 2022 года

Итак, в течение двух лет вы были в Германии. Сейчас вернулись в Украину. Какие ваши впечатления от того, как изменилась страна на третьем году большой войны?

– Выглядит так, что война превратилась немного в рутину. Люди привыкли, адаптировались и просто живут в этой реальности – реальности бомбардировок, ракетных ударов, тревог, волонтерских сборов, определенных невзгод. Киев выглядит немного запущенным. Но это нормально, я думаю, в такие времена. Киев держится. Пусть держится дальше.

Последствия ракетного обстрела детской больницы «Охматдет» в Киеве, 8 июля 2024 года
Последствия ракетного обстрела детской больницы «Охматдет» в Киеве, 8 июля 2024 года

Много пишут, что украинцы устали от войны. Видите ли вы это?

– Война вообще не способствует отдыху и хорошему настроению. Да, люди устали. Но это не повод складывать оружие. Потому что на войне не бывает легко. Всегда тяжело, всегда усталость. И нужно держаться и бороться дальше.

«Война помогает режиму Путина контролировать свою страну»

Впервые вы взяли в руки оружие, чтобы защищать Украину, в 2014 году – после того, как Россия оккупировала Крым и начала военные действия на Донбассе. Сложно ли было вам как гражданскому человеку стать военным?

Я писал, что Украину нужно защищать, нужно отбиваться. Было бы нечестным, если бы я об этом писал, а сам не делал

– Это проще простого чисто физически: пойти в военкомат, дождаться, когда вызовут, попасть в учебку. Как принять такое решение? Я писал, что Украину нужно защищать, нужно отбиваться. Было бы нечестным, если бы я об этом писал, а сам не делал. Поэтому я и пошел (в Вооруженные силы Украины – КР). Армия была со всеми недостатками, которые только можно представить. Попал на войну почти не обученным и приходилось учиться непосредственно на «нуле». Потом, после демобилизации я продолжил службу. Потому что мне было очевидно, что это не конец.

Но эта мысль на тот момент не была популярной. Почему вы так считали?

– Банкротствующий режим Путина может держаться только на экспансии, войне, раскручивании патриотической истерии. Это помогает ему держать в руках ситуацию в стране, отбрасывать вопросы, откуда дворцы и миллиарды у его приспешников.
То есть, это вопрос контроля над его собственной страной и вопрос восстановления имперского величия, свойственного любому фашистскому государству. Потому он не мог не пойти дальше.

Во время полномасштабного вторжения России в Украину вы с первых дней снова были с оружием в руках. Хотя до этого возвращались в гражданскую жизнь. Какой сценарий этой полномасштабной войны вы себе представляли? Ведь когда только говорилось, что эта война может быть, многие авторитетные эксперты вообще ее не допускали.

Евгений Лешан
Евгений Лешан

– Я не сосредотачивался на каких-то конкретных сценариях. Я и мои товарищи готовились к любым сценариям. Просто к тому, что нужно было быть готовым к более масштабной какой-то военной операции России. Потому что, как я уже говорил, Путин не остановится. И он не остановился.

Мы не исключали, что будет атакована столица, как и случилось. В целом сценарий мог быть любым. Ну, а Путин выбрал наиболее масштабный. Ну, разве что Беларусь не привлек на 100%. Главное, что мы были готовы и понимали, что это случится и действовали соответственно.

Спасатели расчищают завалы после попадания российской ракеты в многоэтажное здание в Днепре, 14 января 2023 года
Спасатели расчищают завалы после попадания российской ракеты в многоэтажное здание в Днепре, 14 января 2023 года

Есть мнение, что служить в ВСУ рано или поздно будут все украинцы. Вы разделяете его?

Вся страна не может быть из военных. Но готовность к военной службе должна быть у каждого

– Это предусмотрено концепцией о базовой общей военной подготовке, которая была утверждена в январе 2022 года. Эту подготовку должны пройти все. Ее проходят не для галочки, а чтобы быть готовым к мобилизации в Вооруженных силах Украины. Это не означает, что буквально все пойдут (служить в рядах ВСУ – КР). В стране должен быть тыл, экономическая определенная активность, которые поддерживают гражданские. Вся страна не может быть из военных. Но готовность к военной службе должна быть у каждого. Это очевидно. Это, к сожалению, реальность нашего времени. Вы не можете ее изменить просто своим нежеланием. Это жизнь – как воздух, как солнце, как все, что угодно.

«Сначала деоккупация левобережья, потом – Чонгар и Перекоп»

Вы крымчанин, родом из Симферополя.

– Да.

Сегодня Крым стал прифронтовым регионом. Но российская пропаганда говорит, что в там все хорошо, безопасно, «ПВО российское» якобы защищает, можно отдыхать, жить. Как вы рассматриваете ближайшее будущее Крыма? Будут ли там боевые действия? И посоветуйте землякам, как им готовиться к этому сценарию?

– Прогнозировать сейчас сложно. В любом случае если будет операция по освобождению Крыма, то она не обойдется только бомбардировками.

Подальше убраться от мест, где есть военные объекты РФ, сделать запасы еды/воды и готовиться встречать ВСУ

Обязательно будет и сухопутная операция: возможно, десантная, возможно, просто с заходом через перешеек или комбинация этих двух способов. Но в любом случае это будет жестко. Это мы видим на примере тех территорий Украины, на которых сейчас продолжается война и тянет за собой значительные разрушения, потери. Людям следует заранее позаботиться о своей безопасности. Кто может, подальше убраться от мест, где есть военные объекты российские, сделать запасы еды/воды и готовиться встречать украинские войска. Когда они придут, я не знаю. Мы делаем все, чтобы они пришли.

В начале полномасштабного вторжения вы в интервью Крым.Реалии говорили, что ваши подопечные не собираются на дембель, пока Крым не покинут последние корабли Черноморского флота. Ваш прогноз сбылся. Россия действительно, по данным украинской разведки, вывела из Крыма практически все свои корабли после ударов ВСУ. Как вы рассматриваете сценарий деоккупации Крыма?

Только военная операция

– Россия вдруг провалится куда-то в другое измерение и Крым останется без ее контроля… Только военная операция. Сначала деоккупация херсонского левобережья, доступ к перешейкам – к Чонгару и Перекопу. И, соответственно, штурм и заход (ВСУ на территорию Крымского полуострова – КР). Это может комбинироваться с десантной операцией. Союзники нам постоянно поставляют какие-то водные десантные средства. Но так ли это будет? Нужно смотреть на общую военную ситуацию, которая сейчас достаточно неустойчива. И когда именно это случится? Я не хочу спекулировать.

Россия строит в Крыму линию укреплений на Ак-Монайском перешейке, март 2023 года
Россия строит в Крыму линию укреплений на Ак-Монайском перешейке, март 2023 года

А освобождение Крыма дипломатическим путем уже не рассматривается?

– Я же говорю, Россия должна куда-то провалиться в очень глубокую яму, чтобы дипломатический путь стал возможным.

«Хочешь отомстить врагу? Воспитай его детей»

Почему, по вашему мнению, Путин воюет с Украиной? И только ли Путин воюет?

Любой фашистский режим, как правило, скатывается к дурной затратной войне. Россия – не исключение

– Потому что может. Он воюет, потому что у него есть для этого возможности. Для России остановить эту войну означает признать свой полный крах, полную несостоятельность во всем. А они этого не могут. Они не могут лишиться власти, не могут признать, что они не правы. И они будут дальше воевать, потому что у них пока есть силы, оружие, ресурсы, союзники – такие, как Китай и Иран. Это их способ существования.

Любой фашистский режим, как правило, скатывается к дурной затратной войне. Россия – не исключение. В любом случае им нужна территория безопасности и контроля над Черным морем, Восточной и Южной Европой. Это же выходы на Балканы и далее. А дальше можно будет диктовать свою волю Европе. То есть это означает усиление российских геополитических позиций в направлении Запада.

Баннер, на котором изображены Адольф Гитлер, Иосиф Сталин и Владимир Путин, в центре Киева во время войны России против Украины. Июль, 2014 года
Баннер, на котором изображены Адольф Гитлер, Иосиф Сталин и Владимир Путин, в центре Киева во время войны России против Украины. Июль, 2014 года

Способен ли кто-то сегодня остановить Россию, кроме Вооруженных сил Украины?

– Вооруженные силы Украины пока неплохо справляются. Если говорить об этом общем наступлении России. Мы сдерживаем Россию. А дальше – как сложится. Война – это путь в тумане. Наша задача – быть готовыми к любым невзгодам, любым поворотам ситуации и найти верный путь.

О ментальной составляющей этой войны. Когда-то вы были народным депутатом Украины от Компартии. Теперь вы вынуждены защищать Украину от последователей Компартии. Очень много этих последователей поддерживают полномасштабное вторжение России в Украину. И таких людей очень много в Крыму, в частности. Верите ли вы, что их взгляды могут рано или поздно измениться, учитывая ваш опыт трансформации?

– Моя трансформация не является показательной. Ее нельзя применить к каждому, кто был в Компартии когда-то или остается сейчас. Потому что меня в коммунизме привлекал именно революционный освободительный аспект всегда, а не вот эта верность Российской империи под красным флагом. Нет, этого никогда не было, я этого не хочу и не хотел. Именно поэтому я сейчас не с ними. Потому что для меня освобождение важнее, чем какие-то идеологические нюансы.

Первомайский митинг в аннексированном Севастополе, 1 мая 2021 года
Первомайский митинг в аннексированном Севастополе, 1 мая 2021 года

Ну, а тем, кто настроены на сталинистско-имперскую сторону, уже ничего не поможет. С ними каши не сваришь. Они, как все, имеют право на жизнь, если не берут оружие против Украины. Ну, а если взяли в руки оружие, то они – комбатанты и подлежат уничтожению. Вот и все.

Но с ними рядом придется жить даже после всех этих трагедий. Как?

– Нужно думать об их детях. Хочешь отомстить своему врагу? Воспитай их детей. Нам нужно очень внимательно пересмотреть нашу школьную программу и строить ее на глубоком знании нашей истории, осознании глубокой ценности свободы и независимости. Доносить это детям. Все зависит от детей. Это будущее.

«С Путиным можно договориться только о нашем уничтожении»

Как Украине ментально возвращать Крым и другие оккупированные территории Украины? Что можно сделать уже сейчас государству, не ожидая фактической деоккупации?

– То же самое. Доносить людям их ценность как людей, ценность свободы и демократии, свободы слова. Потому что Россия очень хорошо справляется с пропагандой ненависти к любым свободам. Плюс к тому же нужно уже сейчас разрабатывать определенную структуру украинской государственности в Крыму.

Российская пропаганда в аннексированном Крыму
Российская пропаганда в аннексированном Крыму


Российская пропаганда навязывает очень много страхов крымчанам, рассказывая, что Украина «будет убивать, всех карать массово». Какую информацию должна дать Украина крымчанам, чтобы они ее не боялись?

Россия очень хорошо справляется с пропагандой ненависти к любым свободам

– У Украины просто недостаточно инструментов для донесения своей позиции до Крыма. Там информационная блокада, засилье российской пропаганды. Каждому в уши не вложишь, что думает Украина. А если вложишь, он отмахнется, потому что «по телевизору сказали по-другому». Когда мы туда придем, нужно будет практикой доказывать, что мы действуем в соответствии с международным гуманитарным правом и правами человека. Но с теми, кто нарушает наши законы, будет жестко. Когда придем, тогда и будет (ментальное возвращение Крыма в Украину – КР). Потому что сейчас вы при всем желании не замените собой российскую пропаганду. А она очень мощная.

В начале большой войны вы говорили, что она должна завершиться деоккупацией Крыма и Донбасса и распадом России. Изменилось ли это ваше видение на третьем году полномасштабного вторжения России в Украину?

– Видение не изменилось. Я называл условия, при которых действительно война может закончиться. А есть ли у нас возможности достижения этого? Ситуация меняется. Сейчас мы сдерживаем натиск врага. Дальше будет видно. Это действительно обязательные условия для окончания войны. Но война может продолжаться долго. Наша задача – держаться.

Крымчанин Евгений Лешан
Крымчанин Евгений Лешан

Долго?

Пока у нас есть силы держать оборону, мы должны ее держать

– Я не назову вам конкретных сроков. Потому что слишком много факторов, которые на это могут повлиять и которые мы не можем сейчас предусмотреть. Но пока у нас есть силы держать оборону, мы должны ее держать. Потому что если мы капитулируем, то уже не получим ничего, только потеряем. А капитулировать можно в любой момент с приблизительно одинаковыми последствиями. Будут руина, смерти, диктатура России в той или иной форме и дальнейшая война, уже перенесенная на территорию Европы.

Последствия российских авиаударов по жилому кварталу в Мариуполе, март 2022 года
Последствия российских авиаударов по жилому кварталу в Мариуполе, март 2022 года

Война, в которой нас – украинский народ – заставят участвовать на стороне России. Нам это нужно? Нам это не нужно. Потому остается только держаться. Я не рассматриваю опцию договориться с Путиным о чем-то. С Путиным можно договориться только о нашем уничтожении. Потому продолжаем бороться и не спрашиваем, когда это закончится.

Вы ранее говорили Крым.Реалии, что хотели бы отпраздновать победу в этой большой войне в родном Крыму. Где именно?

– Я хочу по многим местам в Крыму проехать. Это и Бахчисарай, и Севастополь. Симферополь, конечно, это моя родина. И южный берег. Много мест есть. Нужно сначала туда зайти.

СПРАВКА: Российское полномасштабное военное вторжение в Украину продолжается с утра 24 февраля 2022 года. Российские войска наносят авиаудары по ключевым объектам военной и гражданской инфраструктуры, разрушая аэродромы, воинские части, нефтебазы, заправки, церкви, школы и больницы. Обстрелы жилых районов ведутся с использованием артиллерии, реактивных систем залпового огня и баллистических ракет.

Ряд западных стран, включая США и страны ЕС, ужесточил санкции в отношении России и осудили российские военные действия в Украине.

Россия отрицает, что ведет против Украины захватническую войну на ее территории и называет это «специальной операцией», которая имеет целью «демилитаризацию и денацификацию».

30 сентября 2022 года после проведения на оккупированных украинских территориях фиктивных референдумов о вхождении в состав России Москва объявила об аннексии Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей Украины.

** ** ** ** **

Роскомнадзор пытается заблокировать доступ к сайту Крым.Реалии. Беспрепятственно читать Крым.Реалии можно с помощью зеркального сайта: https://dahuj3cjowg27.cloudfront.net/ следите за основными новостями в Telegram, Instagram и Viber Крым.Реалии. Рекомендуем вам установить VPN.

Аннексия Крыма Россией

В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.

16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.

Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

Recommended

XS
SM
MD
LG