Доступность ссылки

Солсбери, агенты ГРУ, «Новичок» – обзор прокремлевской дезинформации


Дезинформация и пропаганда. Иллюстрация

На прошлой неделе СМИ России распространяли ряд дезинформационных сообщений об отравлении в Великобритании Сергея Скрипаля и его дочери с целью отвлечь внимание от реальных фактов. Об этом говорится в свежем обзоре дезинформации от рабочей группы East Stratcom Force, которая борется с дезинформацией в Евросоюзе.

Авторы обзора считают, что в случае с отравлением в Солсбери прокремлевская дезинформация воспользовалась стратегией «насмехайтесь и обвиняйте, перерабатывайте и распространяйте».

«Загрязнение информационного пространства, а также мышления читателей с помощью распространения ряда противоречивых и недостоверных сообщений нацелено на то, чтобы отвлечь внимание аудитории от фактов», ‒ считают эксперты рабочей группы.

Также, по их мнению, такая стратегия позволила выиграть время и подготовить почву для заявления президента России Владимира Путина о том, что Россия нашла подозреваемых.

Прокремлевская дезинформация за прошедшую неделю

Сначала прокремлевская дезинформационная кампания начала высмеивать доказательства, предоставленные Великобританией.

Утверждалось, что запись с камер видеонаблюдения, на которой подозреваемые Великобританией мужчины прибывают в аэропорт «Гатвик» 2 марта 2018 года, зафиксировала их обоих в одном и том же месте в одно и то же время. Затем Великобританию обвинили в подделке доказательств и высмеяли, заявив, что Великобритания занимается «троллингом уровня бог», а сотрудники ГРУ, видимо, научились «ходить одновременно», поскольку их лица запечатлены на двух разных фотографиях.

«На самом деле, после того, как пассажиры проходят паспортный контроль и таможню в «Гатвике», они обязаны по одному пройти через ряд одинаковых перегородок. Более того, подозреваемых безусловно сфотографировали в разных коридорах», ‒ говорится в обзоре.

Авторы обзора считают, что и ряд других заявлений в СМИ России прозвучали с целью создать еще большую путаницу.

«Например, заявления о том, что «Новичок» слишком токсичен, чтобы провести его во флаконе для духов (это опроверг ученый, разработавший это вещество), а также что Сергей и Юлия Скрипали никогда не прикасались к отравленной дверной ручке (опровержение здесь). Кроме того, повторяли ничем не подкрепленное заявление о том, что «Новичок» могли изготовить в Великобритании. Смотрите опровержения здесь», ‒ говорится в обзоре.

Российские СМИ избегали любых заявлений об ответственности России и распространяли теории заговора о том, что именно Великобритания попыталась отравить Скрипаля: что это была антироссийская провокация и истерия британских спецслужб с целью отвлечь внимание от брекзита и настроить ЕС против России, а также ослабить российскую экономику.

Впрочем, авторы обзора считают, что на этот раз влияние дезинформации значительно уменьшилось.

«Если в апреле российские дезинформационные нарративы о нападении в Солсбери умудрялись загрязнять информационное пространство, а две трети сообщений по делу Скрипаля, появлявшиеся в Facebook, Twitter, LinkedIn или Pinterest, шли из СМИ, финансируемых Кремлем, на этот раз мгновенное влияние дезинформации куда более ограничено. Даже во время короткого телефонного опроса на радиостанции «Говорит Москва» половина из звонивших людей верит в то, что за отравлением «Новичком» в Великобритании стоит Россия», ‒ отмечают эксперты рабочей группы.

Сайт EU vs Disinfo является частью кампании с целью предусматривать и реагировать на прокремлевскую дезинформацию. EU vs Disinfo возглавляет Европейская рабочая группа East Stratcom. Команда была создана после того, как главы государств и правительств ЕС подчеркнули необходимость противостоять проведенным в России кампаниям дезинформации в марте 2015 года.

Еженедельно команда East Stratcom выпускает «Обзор дезинформации», показывающий актуальные материалы ‒ примеры того, как прокремлевская дезинформация подается в международных СМИ, а также готовит новости и аналитику на эту тему.

Основное внимание в «Обзоре» уделяют ключевым тезисам, которые транслируют международные СМИ и которые признаны предвзятыми и искажающими факты и/или распространяющими прокремлевскую позицию. Это не значит, что упомянутое СМИ связано с Кремлем, придерживается прокремлевской позиции или намеренно хочет дезинформировать.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




XS
SM
MD
LG