Доступность ссылки

Российская пропаганда в лицах: хозяева крымских газет


Рынок печатных изданий Крыма после российской аннексии Крыма претерпел существенные изменения. Местные крупные газеты постигла та же участь, что и телевидение и интернет-СМИ. На сегодняшний день ни одно печатное издание, которому позволено работать на полуострове, не может назвать себя независимым и волей-неволей выполняет роль местных пропагандистов.

После принудительной перерегистрации крымских СМИ по российскому законодательству в реестре Роскомнадзора появились больше сотни различных газет и журналов о Крыме и для Крыма с адресами регистрации как на полуострове, так и в соседней России. Среди тех, кто получил регистрационные документы, немало рекламных и туристических, которые принадлежат крымским и российским физическим лицам и организациям. Среди таких, например, журнал-путеводитель «Крым неочевидный», «Визитка Крыма», «Я люблю Крым» и другие.

В то же время основными общественно-политическими изданиями, которые выпускаются на полуострове много лет и формируют общественное мнение, теперь владеют подконтрольные России власти Крыма. Следует отметить, что государственные средства массовой информации, согласно реестру Роскомнадзора, получили российскую регистрацию гораздо позже конечного срока, отведенного для этого крымским СМИ. Хотя эти издания продолжали выходить и получать бюджетные ассигнования. В то же время редакции независимых СМИ вынуждали покидать пределы полуострова либо прекращать свою деятельность.

Рупоры власти: друзьям все, врагам закон

Издание «Крымская газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре 28 марта нынешнего года. Хотя уже второй год оно получает бюджетное финансирование. Например, в прошлом году на нужды газеты было выделено 29,2 миллиона рублей (более 11 миллионов гривен). А в нынешнем на финансирование ее деятельности предусмотрены уже 73 миллиона рублей (28 миллионов гривен).

Газета учреждена Министерством внутренней политики, информации и связи подконтрольного России правительства Крыма и выполняет функции рупора власти: публикует официальную информацию, материалы о деятельности крымских чиновников, интервью с министрами, депутатами и силовиками.

Директором бюджетного учреждения «Редакция газеты «Крымская газета» является Мария Волконская – крымская журналистка, ведущая популярного телешоу «Все как есть» на государственном телеканале «Первый крымский».

Мария Волконская, директор и главред издания «Крымская газета»
Мария Волконская, директор и главред издания «Крымская газета»

Ранее она возглавляла газету «Крымский телеграф», входящую в медиа-холдинг, связанный с бывшим крымским депутатом и бизнесменом Александром Мельником, и вела телешоу «Народный вердикт» на телеканале ИТВ из этого же медиа-холдинга.

Редакция «Крымской газеты» также владеет глянцевым изданием «Крымский журнал», призванным популяризировать полуостров и способствовать привлечению инвестиций в Крым.

По-прежнему принадлежит крымскому парламенту газета «Крымские известия». Не изменился и ее главред. Ею остается Ирина Иванченко, которая много лет возглавляет издание

Редакция обоих изданий зарегистрирована и располагается по улице Козлова, 45 а – в здании, принадлежащем народному депутату Украины предыдущих созывов Андрея Сенченко. Эти помещения были «национализированы» в 2014 году подконтрольными России властями Крыма, а до российской аннексии полуострова здесь располагались офисы партии «Батькивщина» и ряда производственных предприятий бизнес-партнеров Андрея Сенченко.

По-прежнему принадлежит крымскому парламенту газета «Крымские известия». Не изменился и ее главред. Ею остается Ирина Иванченко, которая много лет возглавляет издание. Регистрационные документы Роскомнадзора газета получила всего 1,5 месяца назад. Является ли этот документ единственным или ранее у газеты было другое свидетельство, неизвестно – в реестре Роскомнадзора это не уточняется. Согласно отчетам подконтрольного России правительства Крыма, в течение двух последних лет газете выделяются бюджетные средства. Например, в 2014 году на нужды газеты, по данным Министерства внутренней политики, информации и связи подконтрольного России Совмина,было выделено 2 миллиона рублей, а в последующих выделяемые суммы были увеличены в десять раз.

Газета первого вице-спикера

В редакции старейшей газеты полуострова «Крымская правда» всегда называли ее независимой и не подконтрольной никому, кроме редакционного коллектива. Начиная с 2006 года, ее владельцы делали политическую карьеру, в том числе, и с помощью своего информационного ресурса, где в те годы активно публиковались политические материалы в поддержку правящей тогда Партии регионов.

В 2006 году один из владельцев газеты и ее главред Михаил Бахарев стал вице-спикером крымского парламента и уступил свое кресло в газете сыну Константину. А уже через четыре года, в 2010 году, они поменялись местами: Константин Бахарев стал первым вице-спикером крымского парламента, а его отец вновь возглавил «Крымскую правду».

На страницах «Крымской правды» нередко используется «язык вражды» по отношению к представителям различных национальностей, украинским властям и всем, кто не согласен с российской аннексией полуострова

На данный момент редакция «Крымской правды» с уставным фондом в 350 тысяч рублей (134 тысячи гривен) продолжает принадлежать семье Бахаревых, а также ряду физических лиц, в том числе сотрудников редакции. Однако называть газету независимой сложно, поскольку одним из учредителей продолжает оставаться Константин Бахарев, занимающий должность первого вице-спикера подконтрольного России парламента Крыма.

На страницах издания нередко используется «язык вражды» по отношению к представителям различных национальностей, украинским властям и всем, кто не согласен с российской аннексией полуострова.

Газеты крымских бизнесменов

Еженедельник «Крымский телеграф» – одно из немногих СМИ, неподконтрольных российским властям полуострова. Принадлежит медиа-холдингу, который связывают с бывшим крымским депутатом и бизнесменом Александром Мельником. В медиа-холдинг, кроме газеты, входят телеканал «ИТВ».

Владельцем «Крымского телеграфа» является ООО «Крымевросервис» давних друзей и бизнес-партнеров Александра Мельника – Юрия Гарифуллина и Василия Будия. Газета пытается критиковать местные власти в регионах. Однако о деятельности чиновников более высокого уровня на страницах издания предпочитает писать более сдержанно и признает Крым российским.

«Крымское время» – еще одна газета, которая является собственностью крымского бизнеса. После российской аннексии Крыма издание возглавил известный крымский журналист Владимир Андронаки. Ранее он работал на оппозиционном крымском телеканале, а в последние годы ведет программу «Коломыйка», в которой оскорбительно отзывается об Украине и ее гражданах. В феврале нынешнего года программа была запрещена в 18 странах мира.

Владимир Андронаки, директор и главред редакции газеты «Крымское время»
Владимир Андронаки, директор и главред редакции газеты «Крымское время»

Газета «Крымское время» (уставной фонд – 2 миллиона рублей) принадлежит физическим лицам. Один из владельцев – крымский предприниматель Владлена Певцова, работающая в сфере недвижимости. В 2012 году она баллотировалась в народные депутаты Украины от партии «Єдина Родина», но в парламент тогда не прошла.

После российской аннексии на полуострове начала выходить газета «Комсомольская правда», которая является структурным подразделением московского издательского дома «Комсомольская правда». Издание заняло нишу газеты «Комсомольская правда в Украине», которая в марте 2014 года остановила издание крымского выпуска «в связи с утратой фактической возможности распространять газету».

Параллельно с газетой работает и сайт «Комсомольская правда. Крым». В Роскомнадзоре издание с таким названием отсутствует. Однако есть одноименная радиостанция, которая принадлежит начинающему крымскому медиа-магнату Максиму Николаенко. На страницах издания и в эфире радиостанции ведется активная российская пропаганда.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ




XS
SM
MD
LG