Доступность ссылки

Война за «кнопку»: как севастопольские журналисты стали заложниками противостояния властей


Специально для Крым.Реалии

Лет 20 назад один мой знакомый политтехнолог говорил: выиграть выборы в России очень легко – достаточно контролировать «кнопку» Первого канала. С тех пор утекло много воды, но телевидение по-прежнему остается одним из главных инструментов воздействия на сознание широких народных масс. В Севастополе на фоне подготовки к выборам, запланированным на следующий год, накаляется борьба между двумя ветвями власти за контроль над СМИ, в первую очередь – над городскими телеканалами.

С вещами на выход

На прошлой неделе журналисты севастопольского телеканала «ИКС-24» получили предписание: собрать вещи, демонтировать оборудование и немедленно покинуть помещение занимаемой ими студии по адресу: улица Ленина, 3. Для тех, кто не знает: именно здесь ранее располагался Севастопольский городской совет, а сейчас находится аппарат российского парламента Севастополя.

«ИКС-24» входит в правительственный медиахолдинг, финансируемый из городского бюджета. Он состоит из двух телеканалов, радиостанции и информационного агентства. Еще в 90-х годах прошлого века депутаты Севастопольского горсовета решили выделить бюджетные средства на собственную телестудию. Позже ее превратили в отдельный телеканал, получивший громкое название «Народного». В 2014 году на базе муниципального телевидения российские власти создали телерадиокомпанию «Севастополь», которую вскоре слили с «Севастопольской телерадиокомпанией», преобразовав в единый государственный холдинг, флагманом которого стал телеканал «ИКС-ТВ». Бывший «Народный канал» после ребрендинга стал называться «ИКС-24». Как и раньше, его основной задачей является освещение деятельности местных депутатов и прямые трансляции сессий.

Однако «народные избранники» из контролируемого Алексеем Чалым большинства не скрывают своего недовольства работой журналистов. По их мнению, те слишком мало внимания уделяют экс-«народному мэру» и его окружению и слишком активно поддерживают городское правительство в его конфликте с парламентом. Именно поэтому депутаты и попросили сотрудников «ИКС-24» с вещами на выход…

Овсянников спешит на помощь

Прошло всего три дня, и ситуация, сложившаяся вокруг телевизионной студии, оказалась в центре внимания российского губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Директор департамента имущественных и земельных отношений Рустэм Зайнуллин доложил своему шефу, что городской парламент не зарегистрировал в установленный законом срок право оперативного управления недвижимостью в здании по адресу: улица Ленина, 3. В связи с этим в минувший четверг Овсянников подписал особое распоряжение, которым вывел 500 квадратных метров в подвале местного «парламента» из состава имущества его аппарата. Примерно 200 из них планируется закрепить на праве оперативного управления за ГАУ «Севастопольская телерадиокомпания», в структуру которого входит телеканал «ИКС-24». Таким образом, парламент не сможет расторгнуть с ней договор и выселить телевизионщиков.

Дмитрий Овсянников
Дмитрий Овсянников

Оперативность, с которой правительственные чиновники пришли на помощь журналистам, объясняется просто. Как написала в своей книге «Канал мечты» бывшая генпродюсер Севастопольской ТРК Татьяна Дружняева, в их непосредственные функциональные обязанности входит участие в медиавойне с парламентом на стороне губернатора и его окружения.

Поскольку телеканал государственный, чиновники полностью диктуют ему повестку дня и определяют политику, которая, если верить Дружняевой, соответствует интересам только одного человека – самого Овсянникова.

Городские медиамагнаты

Кроме «ИКС-ТВ» и «ИКС-24», в городе действуют еще и два негосударственных телеканала.

Традиционно считается, что самую большую аудиторию имеет Независимое телевидение Севастополя. Учредителем НТС является бывшая депутат Севастопольского городского совета от Партии регионов Елена Баженова. Однако настоящим владельцем телеканала, как и наиболее популярного городского интернет-ресурса Forpost, является Алексей Чалый. Сотрудники этих СМИ выполняют роль спецназа экс-«народного мэра», призванного безжалостно крушить его врагов и воспевать своего хозяина. Неудивительно, что вместо нелояльных журналистов из «ИКС-24» депутаты из чаловского большинства намеревались прописать в подвале городского «парламента» корпункт телеканала НТС.

Алексей Чалый
Алексей Чалый

Телеканал «Первый Севастопольский» до недавнего времени принадлежал двум другим бывшим «регионалам» – Дмитрию Белику и Юрию Черникову. Белик – в недавнем прошлом председатель земельной комиссии горсовета, один из фронтменов городской «Партии регионов», заместитель главы Севастопольской государственной администрации, в 2014 году вступил в «Единую Россию» и сейчас является депутатом Госдумы России.

Дмитрий Белик
Дмитрий Белик

Черникову повезло меньше – из-за конфликта с местным руководством «Единой России» экс-«регионал» вынужден был покинуть должность главы Нахимовской парторганизации «единороссов». В мае этого года он получил предложение продать принадлежавшие ему 50% акций в ООО «Медиа ТВ Севастополь», в которое входит телеканал «Первый Севастопольский». Покупателем выступило московское ООО «Аналитический центр».

О нем известно лишь то, что его основной вид деятельности – разработка программного обеспечения, а учредителем фирмы одно время числилось АО «Киви». Платежная система Qiwi активно работает с крымскими клиентами, а в прошлом году было заявлено, что она будет оператором транзакций для бизнес-империи Алексея Чалого, замеченного в лоббировании ее интересов. В связи с этим не вызывает удивления, что покупку пакета акций «Первого Севастопольского» через структуру, входящую в орбиту его деловых партнеров, в городе приписывают экс-«народному мэру».

Козырь Чалого

В такой ситуации Дмитрий Овсянников в своем конфликте с депутатским корпусом может рассчитывать только на Севастопольскую ТРК. Согласно уставу, ее директора назначает сам губернатор, а непосредственный контроль за «кнопкой» осуществляет департамент общественных коммуникаций российского правительства Севастополя, по сути являющийся личной PR-службой Овсянникова. Простым же журналистам ничего не остается, как брать под козырек, выполняя требования начальства.

Однако и здесь у депутатов есть рычаги, позволяющие подпортить малину губернатору. Севастопольская ТРК финансируется из бюджета, а утверждает его депутатское большинство парламента по щелчку пальцев своего шефа-олигарха.

Три года назад уже произошла подобная история. В декабре 2015 года российский парламент Севастополя отказал тогдашнему губернатору Сергею Меняйло в утверждении бюджетной статьи расходов на финансирование агентства РИА «Севастополь», учредителем которого выступало городское правительство. В результате из-за отсутствия бюджетных средств оно через несколько месяцев обанкротилось, а 69 сотрудников оказались на улице с многомесячными долгами по зарплате.

Бюджет Севастополя на следующий год будет утвержден в ближайшие дни, и депутаты из группы Чалого, не скрывая, говорят, что считают затраты на ТРК «Севастополь» завышенными. Ходят слухи, что они готовы утвердить финансирование, необходимое лишь на три месяца, а дальше предлагают искать журналистам деньги самостоятельно. В результате сотрудники телеканалов «ИКС-ТВ» и «ИКС-24» вполне могут пополнить ряды городских безработных.

В целом же битва Овсянникова и Чалого за контроль над телевизионными кнопками до боли напоминает старую пословицу: «Господа дерутся, а у холопов чубы трещат».

Захар Самсонов, севастопольский обозреватель (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

В материале используется терминология, принятая на аннексированном Россией полуострове

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ

Загрузка...

XS
SM
MD
LG