Доступность ссылки

Телевизионный штурм: «говорит и показывает аннексированный Крым»


С каждым годом Кремль все больше «интегрирует» Крым в «российские реалии». И один из его инструментов – телевидение. В первой части расследования мы рассказали как в 2014 году осуществлялась замена украинских каналов на российские в Крыму. Но далеко не все телеканалы и медиакомпании России сейчас готовы признать и показать, что работают на аннексированной территории. Даже федеральный «Первый канал» лишает крымчан иностранного контента, без предупреждения и объяснения заменяя его на произведенный в советские времена. В Крыму работают все крупные российские медиакампании, но многие это скрывают из-за риска попасть под санкции. Что смотрят крымчане, что ожидает крымский телеэфир в будущем и откуда американская телепродукция на полуострове, который находится под санкциями? Об этом – во второй части расследования корреспондента Крым.Реалии.

Потери, приобретения и национальная безопасность

Международное консалтинговое агентство iKS-Сonsulting оценило рынок телекоммуникаций Крыма в 2013 году в 400 млн долларов США. Многие телецентры с передатчиками и антеннами, захваченные «зелеными человечками», принадлежали украинскому частному бизнесу, а не государству.

Согласно отчету Национального совета телерадиовещания Украины, общие потери частных вещателей и государственных компаний составили не менее 25 млн американских долларов на момент аннексии. «Здесь мы говорим, в основном, об оборудовании. Ущерб недополученной прибыли – другие, значительно большие цифры, – говорит член Нацсовета Сергей Костинский. Кроме того, не все вещатели предоставили информацию о финансовых потерях, так как находятся в процессе арбитражных разбирательств против России. Например, «1+1 Студия», «Жиса» или «ТЕТ». Группа «1+1 media» отказалась прокомментировать Крым.Реалии эту ситуацию.

Сергей Костинский
Сергей Костинский

Национальный совет телерадиовещания Украины обратился в Министерство юстиции, Министерство иностранных дел и Министерство по вопросам временно оккупированных территорий Украины (МинТОТ, сейчас находится в процессе реорганизации в Министерство по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины) с подробным отчетом о многочисленных преступленях России относительно украинского информационного пространства в Крыму.

Документ прошел «все круги ада» и теперь главной задачей остается сохранить преемственность власти: добиться его окончательного принятия новым Кабмином
Сергей Мокренюк

В свою очередь, МинТОТ подготовил санкционные списки, которые ждут рассмотрения Совета национальной безопасности и обороны Украины.

«Министерство оккупированных территорий на основании материалов Нацрады подготовило большой пакет санкций в области телекоммуникаций относительно российских компаний», – рассказывает начальник управления по вопросам АРК и Севастополя Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Сергей Мокренюк, – «Документ прошел «все круги ада» и теперь главной задачей остается сохранить преемственность власти, то есть, добиться окончательного принятия документа новым Кабмином».

Сергей Мокренюк
Сергей Мокренюк

Киевский юрист, эксперт в области медиа и телекоммуникаций Андрей Соломаха говорит, что рассчитать общий ущерб Украины в телеком-сфере не просто.

«Государственный Концерн РРТ владел электросетями, землей. Остальные участники рынка потеряли в пределах пяти миллионов долларов совокупно. Например, «Зеонбуд» владел 72 передатчиков Rohde & Schwarz, стоимость каждого около 50 тыс евро», – рассказал Соломаха. «1+1 Студия»,«Жиса» и «ТЕТ», скорее всего, фигурировали в арбитражном иске Игоря Коломойского к России как часть общей претензии на имущество в Крыму. О других компаниях, предъявляющих имущественные претензии я не слышал. И не зря – вести международное разбирательство значительно затратнее возможных компенсаций», – заключил юрист.

В 2018 году во Львове под эгидой ОБСЕ прошел международный научно-практический семинар по защите критической инфраструктуры. Участники семинара заключили, что в Украине отсутствует законодательный и институционный инструментарий защиты в этой области.

Бывший глава украинского Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения (РРТ) и эксперт в области телекоммуникаций Валерий Юрченко объясняет, что Россия в отличие от Украины имеет четкую последовательную структуру управления и финансирования в этой области.

У нас нет ведомства, которое вообще способно регулировать эту важную сферу, тем более в условиях информационной войны
Валерий Юрченко

«В Украине все ведомства разрознены, недофинансированы и страшно коррумпированы. Многие топ-менеджеры в этой области – агенты Кремля, выполняющие указания из Москвы и долгие годы разрушающие инфраструктуры и информационную политику Украины. У нас нет ведомства, которое вообще способно регулировать эту важную сферу, тем более в условиях информационной войны», – считает эксперт.

С этим также согласен и вице-президент шведской спутниковой компании «SES Astra AB» Онно Зонневельд: «В Украине нет ведомства, которое бы занималось безопасностью критической инфраструктуры».

Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, одной из задач которой является защита информационной безопасности Украины, не ответила на вопросы журналистов Крым.Реалии.

Правительство Украины возложило на Министерство экономического развития задачу курирования законодательства в области защиты критической инфраструктуры. В течение последних двух лет министерство привлекло специалистов из 17 госорганов для создания рабочей группы. Разработанный документ уже был в Верховной Раде, но из-за смены правительства теперь отозван и его дальнейшая судьба «зависит от политической воли», – сообщили в ведомстве. В официальном ответе Минэкономразвития также сообщается, что в Украине отсутствует единый госорган, координирующий безопасность в этой сфере, нет критериев идентификации критической инфраструктуры и нет критериев оценки угроз для нее.

Заместитель помощника Госскретаря США по вопросам Европы и Азии Джордж Кент рекомендует Украине обращать внимание на опыт и ресурсы США в данном вопросе.

Джордж Кент
Джордж Кент
Мы позитивно оцениваем идею создания русскоязычного телеканала, однако это очень ресурсно затратный проект, и не с точки зрения средств, а кадров
Джордж Кент

«США делится опытом с Украиной. USAID также помогает средствами на реализацию украинского вещания в приграничных к оккупированным территориям. Также мы позитивно оцениваем идею создания русскоязычного телеканала, однако это очень ресурсно затратный проект, и не с точки зрения средств, а кадров», – сообщил Джордж Кент.

Телекоммуникационная инфраструктура Украины создавалась еще в советские времена. Предполагалось, что охват сигналом части Херсонской области будет происходить с территории Крыма. Соответственно, когда Россия включила свои каналы в Крыму, вещание началось и в южных районах Херсонской области. За последние пять лет Министерство информационной политики Украины (сейчас находится в процессе реорганизации в Министерство культуры, молодежи и спорта Украины) и Национальный совет телерадиовещания Украины, в рамках специальной комиссии, совместно с Концерном РРТ и Украинским государственным центром радиочастот (УДЦР) разрабатывают и координируют действия по развитию сетей украинского телерадиовещания в Крыму и Херсонской области.

Сейчас уже 90% необходимых частот просчитано и выдано вещателям
Сергей Костинский

Вместе с тем, национальный украинский регулятор сообщает, что эта система вещания направлена, скорее, на подконтрольные территории и приграничные к неподконтрольным, поскольку эфирное вещание, как правило, локальное.

По словам члена Нацсовета Сергея Костинского, самую большую сложность в этом процессе представляет расчет и координация частот, так как их утверждение зависит от всех стран Черноморского бассейна, кроме государства-агрессора. «Сейчас уже 90% необходимых частот просчитано и выдано вещателям», – сообщает Костинский.

Международный союз электросвязи (МСЭ) распределяет частотный ресурс в государствах и между ними, он также регулирует действие Европейской конвенции о трансграничном телевидении. В официальном комментарии Крым.Реалии МСЭ заявили, что, в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, не признают аннексию Крыма и осуждают это международное преступление. Но юристы в области медиа единогласно утверждают, что МСЭ не имеет никаких рычагов влияния на государство-нарушитель и остается пассивным наблюдателем развития событий.

«Радиочастотный ресурс Украины, как и любые другие ограниченные ресурсы, является собственностью украинского государства и, соответственно, народа Украины
Евгений Мырзаков

«Радиочастотный ресурс Украины, как и любые другие ограниченные ресурсы, является собственностью украинского государства и, соответственно, народа Украины. Именно поэтому радиочастоты необходимо рационально распределять между пользователями не только в конкретной стране, но и во всем мире», – рассказывает директор по вопросам радиочастотных присвоений Украинского государственного центра радиочастот (УДЦР) Евгений Мырзаков.

«МСЕ, так же как и УДЦР констатируют, что украинские частоты в Крыму принадлежат Украине и эксплуатируются они без технических нарушений. А то, что частоты буквально были украдены, и эксплуатируются незаконно, к сожалению, никак не оценивается ими, как техническими специалистами в области телерадиокоммуникаций ни в Украине, ни на международной площадке. Другими словами, никто не уполномочен заниматься такими вопросами, привлекать к ответственности нарушителя. Международный юридический опыт в этом вопросе слабый и не прорабатывается специалистами в Украине», – рассказала сотрудница одного из государственных агентств Украины в сфере телекома, просившая не называть ее имени «из соображений безопасности».

Эксперт в области телекоммуникаций Валерий Юрченко рассказал, что украденный на оккупированных территориях радиочастотный ресурс Украины фигурирует в общем исковом заявлении Украины против России в международном суде ООН. Источник Крым.Реалии в Министерстве юстиции Украины подтвердил эту информацию.

В 2010 году президент России Владимир Путин утвердил государственную программу «Информационное общество» (2011-2020 года) с бюджетом в 40,6 млрд американских долларов. Конечной целью программы является стопроцентное покрытие русскоговорящего населения планеты бесплатными СМИ России. Эти средства Россия вкладывает в формирование повестки дня иностранных аудиторий, влияние на мнения людей через телевидение.

Тем временем, с 2020 года крупнейшие украинские медиахолдинги планируют закодировать сигнал самых популярных телеканалов Украины на спутнике. Это значит, что те крымчане, у которых тюнеры которых все еще настроены на спутники с украинскими телеканалами, больше не смогут бесплатно смотреть рейтинговый украинский контент.

Крым окажется без самых популярных украинских каналов – каналов с развлекательным контентом
Сергей Костинский

«Крым окажется без самых популярных украинских каналов – каналов с развлекательным контентом. Купить услугу платного спутникового ТВ крымчане не смогут даже если захотят, ведь для оплаты услуг украинского оператора необходимо выезжать в Херсонскую область. Да и кто захочет платить деньги за немногочисленные телеканалы Украины, когда Россия предлагает 30 бесплатных телеканалов с самым широким спектром контента и более 200 платных – за те же или меньшие деньги?» – считает Сергей Костинский.

Он подчеркнул, что сама концепция, что украинцы, проживающие на временно оккупированных территориях, должны платить за доступ к популярным украинским телеканалам ошибочна.

«Крым24»

Телеканал «Крым24» запустили в эфир в октябре 2014 года. Формально это СМИ основала зарегистрированная в Крыму Автономная некоммерческая организация «Телерадиокомпания Крым» (АНО ТРК «Крым»), которую, в свою очередь, учредило российское Министерство информации и связи Крыма. Фактически «Крым24» – это федеральный телеканал принадлежащий «семье» ВГТРК. Об этом также свидетельствует стилистическое сходство, общий контент и идентичная позиция сотрудников телеканала и кремлевских информационных СМИ. Продукты телеканала финансируются из федерального бюджета – это сотни миллионов рублей в год.

Телепрограммы, новости и документальные фильмы для «Крым24» с самого начала создавали непосредственно на полуострове. В аналоговом эфире телеканал был доступен только крымчанам. В 2016 телеканал начал наземное цифровое вещание в составе третьего российского мультиплекса в Крыму. В том же году «Крым24» подняли на спутник. Готовый контент отправляли в Россию по кабелю, проложенному через Керченский пролив для формирования его в мультиплекс и поднятия на спутник из Московской области. Далее крымчанин или любой обладатель техники, настроенной на спутник, принимает спутниковый «Крым 24» уже в пакете обязательного федерального мультиплекса.

В феврале 2016 года министр внутренней политики, информации и связи российского правительства Крыма Дмитрий Полонский сообщил, что «Крым24» могут смотреть в Украине. Действительно, STV подняла сигнал «Крым24» на иностранный спутник АВS-2. И с территории Украины и с территории других стран в зоне покрытия АВS стал доступен просмотр бесплатного крымского телеканала.

Редактор российского нишевого ресурса «Кабельщик.ру» Яна Бельская в переписке с корреспондентом Крым.Реалии настаивала, что компании, осуществляющие доставку сигнала на спутник, не несут ответственности за контент. По ее смнению, в данном случае российские предприятия «скованы российским законодательством, которое признает принадлежность Крыма России». Тем не менее, компания STV сотрудничает с рядом иностранных партнеров, например, с Fox International Channels, которая входит в The Walt Disney Company. При этом STV является прямым партнером крымских юридических лиц, которые производят контент на оккупированном полуострове.

Генеральный директор STV Юлия Шахманова
Генеральный директор STV Юлия Шахманова

Примечательно, что на веб-сайте телеканала «Крым24» сообщается о защите авторских прав на контент «в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности».

С точки зрения американского санкционного законодательства, операции с таким продуктом или компаниями, оперирующими с таким продуктом, токсичны для бизнеса
Виталий Пацюк

«Технически этот контент является произведенным в оккупированном Крыму. С точки зрения американского санкционного законодательства, операции с таким продуктом или компаниями, оперирующими с таким продуктом, токсичны для бизнеса. С точки зрения Украины, телеканал в принципе не может находиться в радиочастотном пространстве страны, так как не имеет разрешения от Нацсовета. А вот авторское право в конечном итоге там будет принадлежать авторам, то есть, физическим лицам, а не организации, как заявлено на сайте «Крым24», – считает адвокат Виталий Пацюк.

Со временем, спутниковое вещание крымского телеканала перевели на российские спутники – «Экспрессы».

Что смотрят крымчане и чего боятся российские медиахолдинги

Согласно информации Нацсовета по телерадиовещанию Украины, по состоянию на сентябрь 2019 года, совокупное аналоговое и цифровое покрытие украинскими каналами в Крыму (северная часть) охватывает более 250 тыс человек. На полуостров вещают UA|TV, ПРЯМИЙ, ICTV, СТБ, ATR и другие украинские телеканалы. Покрытие охватывает Джанкой, Красноперекопск, Первомайское, Гвардейское, Вольное, Азовское и другие населенные пункты северного Крыма.

Корреспонденты Крым.Реалии спрашивали у жителей Красноперекопска, есть ли у них возможность смотреть украинские телеканалы. Многие опрошенные сообщили, что украинских каналов в цифровом или аналоговом сигнале у них нет.

Инженер одного из государственных предприятий в сфере телекоммуникаций, просивший не называть его имени «из соображений безопасности», выразил сомнения относительно эффективности усилий покрыть Крым украинским сигналом. По словам собеседника, радиоэлектронная борьба – не украинский «конек», поскольку мощности, расположенные на территории Крыма, сильнее херсонских, рельеф полуострова значительно осложняет ситуацию, а «белые» пятна столкновения двух (российского и украинского) сигналов создают вакуум вообще какого-либо сигнала.

Директор по вопросам радиочастотных присвоений Украинского государственного центра радиочастот (УДЦР) Евгений Мырзаков пояснил Крым.Реалии, что покрытие зависит от многих параметров: высота антенны, мощность передатчика, коэффициент усиления и другие. «Для цифрового ТВ таких параметров еще больше. Каждую вышку и ее эффективность нужно рассматривать отдельно», – заключил эксперт.

После российской аннексии Крыма Нацсовет стал пополнять список запрещенных в Украине российских телеканалов. Среди них – «Первый канал» , «Россия 24», «Россия 1», «НТВ», «Дождь», всего более 80-ти наименований в списке. Запреты национального регулятора продиктованы Европейской конвенцией о трансграничном телевидении. Этот документ так и не был ратифицирован Россией. По мнению национального украинского регулятора, запрет на трансляцию в Украине определенных российских телеканалов обусловлен наличием в их контенте призывов к насильственному изменению конституционного строя Украины, развязыванию войны, агрессивным действиям, их пропаганды, утверждения, направленные на посягательство на территориальную целостность Украины, призывы к нарушению общественного порядка и массовых беспорядков. Российские телеканалы, не вошедшие в список запрещенных, например «Пятница», и вовсе не могут присутствовать в Украине, так как никогда не лицензировались на ее территории.

Многие из 20 обязательных в России бесплатных телеканалов федеральных мультиплексов транслируют иностранный продукт: сериалы, развлекательные шоу и познавательные программы, кинофильмы и прочее. По словам члена Нацсовета Сергея Костинского, в договорах с правообладателями у этих телеканалов обозначена трансляция на всей территории России.

Правообладатель должен сам пресекать факт попадания их продукции в Крым, если хочет избежать санкций
Сергей Костинский

«Однако это не освобождает от ответственности правообладателей из США, которым прямо запрещено поставлять товары и услуги на оккупированный Россией полуостров через любые юрисдикции или посредников. Правообладатель должен сам пресекать факт попадания их продукции в Крым, если хочет избежать санкций, ведь ,как ни крути, а телепродукт в Крыму не является пиратским или украденным. Более того, некоторые телеканалы даже имеют плашку Роскомнадзора», – объясняет Сергей Костинский.

«Спиратить» то есть, украсть канал вещания или какой-то отдельный телевизионный продукт в России и тиражировать этот процесс глобально – невозможно. Зная нюансы технических и юридических аспектов вещания, а также беря во внимание факт жесткой регуляции вещания в России госорганами, я твердо уверен, что «отписки» правообладателей – еще один аргумент для Украины в составлении иска в международные суды к правообладателям», – считает медиаэксперт, член общественного совета при Нацсовете Александр Глущенко.

Все запрещенные в Украине телеканалы вещают в Крыму, в цифровом Т2, по кабелю, спутнику или с помощью интернет-соединения IPTV. Их можно смотреть на полуострове через спутниковые тюнеры всероссийских спутниковых платформ. Самые крупные – «НТВ-плюс» и «Триколор ТВ».

Источник Крым.Реалии, знакомый с технологиями работы подконтрольных правительству медиа, утверждает, что конечные собственники и кураторы обеих компаний – лица, связанные с ФСБ и российской властью. «Медиа и телеком в России – важнейший инструмент путинского режима, неодооценное многими аналитиками оружие массового поражения, возможно, более мощное, чем армия или атомный арсенал. Все крупные участники рынка либо были друзьями Путина, либо ими стали. В России не существует неподконтрольных Кремлю элементов критической инфраструктуры. Весь медиабизнес – фактор спецоперации по удержанию контроля над населением, тактика медиасферы подчинена спецслужбистской логике, в которой цель оправдывает средства», – сообщил он.

Многие эксперты, которые консультировали Крым.Реалии, неоднократно заявляли об юридической «изящности» российских компаний и правительства в стремлении «замести следы» поставки товаров и услуг в аннексированный Крым.

«Не стоит забывать,что с 2017 года все иностранные представительства СМИ (телеканалов) в России, согласно указу Путина, были реструктуризированы. Теперь доля иностранного участия в любом СМИ России не превышает 20%. То есть, когда мы говорим о иностранном контенте, допустим, семейства Discovery, то юридически, российские компании распространяют продукт с российским авторским правом, а не, к примеру, американским или британским», – считает юрист Андрей Соломаха.

Но этой логике не всегда соответствует поведение крупных медиа-холдингов и телеканалов в России.

В отличие от принадлежащего «Газпром-медиа» «НТВ-плюс», «Триколор ТВ» игнорирует Крым на своих официальных веб-сайтах, и не обозначает этот регион. Для полуострова создали отдельный веб-сайт, представленный как «дилер» оператора, но являющийся официальным филиалом спутникового оператора в Крыму.

В платных и абонентских пакетах «Триколор ТВ» предлагает крымчанам большой выбор зарубежного контента: MTV, VH-1, Eurosport 4K, CNN International, France 24, Deutsche Welle, Disney, Nick Jr., Nickelodeon и 12 киноканалов собственного производства.

Клиенты «Триколор ТВ» в Крыму сталкиваются с проблемами при оплате, смене тарифов или переносе оборудования (в случае переезда) в личном кабинете «Триколор ТВ». Регистрироваться в системе спутникового оператора необходимо на сайте, где Крыма нет. Поэтому крымчанин должен выбирать любой регион России, а последующие шаги происходят под руководством операторов компании по телефону. Крымский адрес, на который оформляется покупка у «Триколор ТВ», фигурирует в документах с официальным «дилером» и в устном разговоре по телефону. В дальнейшем крымский адрес невозможно идентифицировать через официальную электронную систему «Триколор ТВ».

«НТВ-плюс» дополняет ассортимент платного телевидения американскими CBS Reality, семейством Discovery (7 телеканалов), National Geographic, FOX, Sony, Viacom и другими. Оплачивают услуги телевидения крымчане в офисах компаний (дилеров) и в многочисленных терминалах полуострова.

Терминал для оплаты НТВ+Триколор в Севастополе
Терминал для оплаты НТВ+Триколор в Севастополе

При подготовке Нацсоветом аналитического отчета о потерях в Крыму, украинский регулятор обращался к иностранным правообладателям с требованием объяснить правовые основания присутствия их контента на аннексированном полуострове.

Американская Discovery, Inc. не ответила на запрос Нацсовета. В тоже время, телеканал Eurosport, являющийся подразделением Discovery, Inc сообщил, что «договор на распространение телеканалов в Крыму местной компанией «Телесистемы» (бывшая «Воля») был расторгнут в одностороннем порядке, а сигнал выключен с 1 апреля 2018 года». Eurosport также отметили, что «трансляция телеканала (на территории Крыма не украинскими провайдерами) может и будет расцениваться как акт пиратства».

В том же письме Eurosport отметил, что «если компания захочет поставлять свой продукт на территорию АРК в будущем, то эта деятельность будет подпадать под поправку Бермана».

Указанная поправка от 1989 года запрещает президенту США ограничивать обмен информационными продуктами между США и государствами, которые находятся под санкциями. Поправку Бермана применяли для регулирования некоторых аспектов в экономической деятельности США с Кубой, Ираном, Суданом. Однако эта поправка не работает сама по себе, и для ее практического применения требуется отдельная лицензия от специального департамента Министерства финансов США (OFAC). В перечне исключений из санкций от OFAC, касательно запрета поставки американского контента на аннексированный полуостров, непосредственно телеканалов нет. Исключения в области телекоммуникаций касаются только оборудования, но не контента. Опубликованных лицензий для работы в Крыму для Discovery, Inc. и Eurosport нет. В Нацсовете считают, что западные телеканалы «часто манипулируют витиеватыми юридическими конструкциями, дабы максимально уйти от очевидной ответственности».

Крым.Реалии обращались к западным правообладателям с запросами , которые остались без ответа.

В тоже время, согласно официальному разъяснению санкционной ответственности OFAC, намеренное нарушение приказа президента США № 13685 от 19.12.14 (и других санкций в отношении Украины и России) о поставке американских продуктов на территорию аннексированного Крыма влечет за собой штрафы до 1 млн американских долларов и лишение свободы сроком до 20 лет.

Тем временем, любой желающий крымчанин за 499 рублей может официально приобрести возможность смотреть Eurosport в пакете «Суперспорт» платформы «НТВ-плюс».

Часть средств, оплаченных жителем Крыма, через российского представителя отправится правообладателю в США
Виталий Пацюк

«В таком случае сигнал телеканала будет аутентичным, а не пиратским или украденным. Часть средств, оплаченных жителем Крыма, через российского представителя отправится правообладателю в США. Эти два условия – нарушение указа президента США № 13685 «Про Крым» и может нести очень серьезную ответственность для американской компании» – считает адвокат по международному инвестиционному праву Виталий Пацюк.

Виталий Пацюк
Виталий Пацюк

Может ли ответ дочерней компании быть применим к головной? В соответствии с российским законодательством Discovery, Inc. и российская «Национальная медиагруппа» создали совместную российскую компанию ООО «Медиа Альянс», которая распространяет портфолио Discovery Networks, Eurosport и другие телеканалы в России.

Полагаю, какая-то доля иностранной собственности и авторских прав в конечном продукте в Крыму наверняка присутствует
Виталий Пацюк

«Я полагаю, какая-то доля иностранной собственности и авторских прав в конечном продукте в Крыму наверняка присутствует. Немалое подозрение вызывают и ответы американских правообладателей и поведение российских компаний», – заключил Пацюк.

Другая американская компания – HBO поставляет в Крым самые знаменитые сериалы в мире: «Игра Престолов», «Чернобыль», «Мир дикого запада» и другие. Линейка мировых бестселлеров доступна в Крыму от «НТВ-плюс» и крымской компании «Телесистемы».

Официальный и эксклюзивный партнер НВО в России AMEDIA TV не упоминает крымскую компанию среди своих партнеров-операторов, но в то же время «НТВ-плюс» в этом списке присутствует. AMEDIA TV также является и эксклюзивным партнером американского телеканала Showtime (CBS Corporation), предлагая зрителю в Крыму такие хиты как «Побег из тюрьмы Даннемора», «Самый громкий голос в комнате» и другие.

Корреспондент Крым.Реалии позвонил крымскую компанию «Телесистема» (бывшая «Воля»), но ее сотрудники уклонились от ответов на вопросы об источнике контента, который они перепродают.

Российский партнер американцев AMEDIA TV умышленно передает контент НВО для реализации на оккупированный полуостров под санкциями
Александр Глущенко

«Во-первых, НВО в принципе не может присутствовать в Крыму, так как компания не представлена в Украине. Во-вторых, абсолютно точно, что «Телесистемы» не воруют контент у AMEDIA TV, а являются их партнерами и просто не афишируют этот факт. Таким образом, российский партнер американцев AMEDIA TV умышленно передает контент НВО (телеканалы и фильмотека) для реализации на оккупированный полуостров под санкциями. Нацсовет должен обратить внимание на этот факт и обратиться с претензией к правообладателю», – считает эксперт Александр Глущенко.

При этом НВО не указал Россию на официальном сайте среди стран, где доступен продукт. НВО и AMEDIA TV не ответили на запросы Крым.Реалии.

Российский «Первый канал» проявил «санкционную осмотрительность». При мониторинге эфира «Первого канала» в Крыму, выяснилось, что иностранные фильмы, которые в телеэфире обычно транслируют вечером по выходным, на полуострове заменяют на контент советского или российского производства. При этом программа передач на веб-сайте канала и в печатных телепрограммах не отображают этих изменений.

К примеру, 11 августа 2019 года в телеэфире «Первого канала» в 23:40 транслировали американский фильм «Восстание планеты обезьян» (2011 год). В это время в Севастополе началась трансляция «Бриллиантовой руки». В 01:45 в программе телепередач был указан фильм американо-канадского производства «Судебное обвинение Кейси Энтони» (2013 год). Вместо него в Крыму транслировали советский фильм «Формула любви».

Юрист медиаправа Игорь Розкладай считает, что факты присутствия в Крыму аутентичного сигнала американских телеканалов необходимо предоставлять правоохранительным органам США.

«Если этого не делает СБУ или СВР Украины, то журналисты могут сыграть важную роль осветления нарушений законодательства Украины и международных норм в области авторского права, а также относительно Конвенции о Трансграничном телевидении. Общественность должна защищать национальные интересы, если с этой задачей не справляются компетентные органы», – считает Игорь Розкладай.

Вопреки международным законам и санкциям, Крым остается частью мирового рынка телекоммуникационных услуг. Но сможет ли Россия удержать контроль над регионом в этой области, остается предметом споров и дискуссий.

Первую часть расследования читайте в материале «Почти в прямом эфире: телештурм Крыма» на сайте Крым.Реалии.

FACEBOOK КОММЕНТАРИИ:

В ДРУГИХ СМИ

Загрузка...
XS
SM
MD
LG